Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1226427-7 "О внесении изменения в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов по расходам на благотворительность, на обучение, лечение и приобретение медикаментов, формирование пенсионных накоплений, на прохождение независимой оценки своей квалификации.
Применение социальных вычетов из налога на доходы физических лиц (НДФЛ) позволяет налогоплательщику вернуть или не заплатить часть налога за счет уменьшения налоговой базы, то есть социальные налоговые вычеты позволяют уменьшить реальные социально значимые расходы налогоплательщика.
Пунктом 2 статьи 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что социальные налоговые вычеты с расходов на обучение, лечение, формирование пенсионных накоплений, прохождение независимой оценки своей квалификации (за исключением вычетов в размере расходов на обучение детей налогоплательщика и расходов на дорогостоящее лечение) предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 тыс. рублей за налоговый период.
Таким образом, получить не более 15,6 тыс. рублей за налоговый период (13% от этой суммы) могут официально работающие граждане, которые направили в течение года деньги на образование, лечение и приобретение медикаментов, а также на другие указанные выше социальные нужды.
Предельная сумма социального налогового вычета в размере 120 тыс. рублей была установлена более 10 лет и с тех пор ни разу не менялась.
В то же время стоимость обучения в российских вузах за этот период увеличилась более чем в три раза, цены на лекарства ежегодно дорожали в среднем на 10%, рубль, по оценкам специалистов, обесценился почти в три раза. По данным Росстата реальные доходы населения в России с 2014 по 2017 год сокращались, в 2018 году выросли на 0,1%, в 2019 года на 1%. По итогам 2020 года реальные денежные доходы сократились на 3,5% и оказались на 10,6% ниже уровня доходов 2013 года несмотря на антикризисные социальные выплаты, включая повышенные пособия по безработице и выплаты семьям с детьми. По данным Банка России, инфляция в 2021 году складывается выше прогнозной, на 15 марта рост цен составил 5,8%.
Все это свидетельствует о необходимости и обоснованности увеличения предельного размера социального налогового вычета.
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому предельный размер социального налогового вычета увеличивается с 120 000 рублей до 360 000 рублей.
Принятие законопроекта позволит гражданам вернуть не более 46,8 тыс. рублей уплаченного ими налога на доходы физических лиц за налоговый период, то есть повысить, хоть и незначительно, их доходы, сделать более доступными для них качественное образование и медицинские услуги.
Вступление в силу указанного Федерального закона предполагается с 1 января 2022 года.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" потребует с 2022 года дополнительные средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в связи с необходимостью возврата части налога на доходы физических лиц.
Выпадающие доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов могут быть компенсированы за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, либо за счет перераспределения налогов между уровнями бюджетной системы.
Дополнительные средства федерального бюджета на реализацию предлагаемого проекта федерального закона должны быть предусмотрены при подготовке проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.