Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1227900-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" направлен на оказание нуждающимся малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, адресной государственной социальной помощи в виде продовольственно-лекарственного сертификата для покупки социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и необходимых лекарственных препаратов для медицинского применения.
В условиях затянувшейся пандемии, и как следствие, снижения реальных располагаемых доходов россиян, которые по итогам 2020 года снизились на 3,5% в годовом выражении и отстают на 10,6% от уровня 2013 года, значительного роста безработицы, роста цен на продукты питания первой необходимости и лекарственные препараты остро встает вопрос оказания адресной государственной социальной помощи малоимущим гражданам, численность которых в 2020 году достигла 19,6 млн. человек или 13,3% всего населения, а также гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Как следует из отчета Счетной палаты Российской Федерации по итогам анализа госполитики, направленной на снижение бедности, на российские бедные домохозяйства, то есть семьи с подушевым доходом ниже прожиточного минимума, приходилось только 22-26% от всего объема социальных выплат от государства, а 19-20% малоимущих домохозяйств, то есть каждая пятая нуждающаяся семья с 2014 по 2018 год вообще не получала никаких социальных выплат от государства.
Было указано, что при разработке новых мер государственной социальной помощи адресатами должны становиться в первую очередь уязвимые категории населения, в том числе те, которые формально бедными не являются, но подвержены риску оказаться за чертой бедности.
В Москве в целях улучшения качества жизни граждан с низкими доходами несколько лет назад был введен продовольственный сертификат, показавший свою эффективность. Он выпускается в виде электронного купона, который записывается на социальную карту, и нуждающиеся граждане могут расплачиваться им во многих столичных магазинах-партнерах программы при покупке продуктов питания, в том числе детского питания (за исключением алкоголя и табачных изделий).
Следует отметить, что малообеспеченные граждане или граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, не относящиеся к категориям граждан, имеющим право на бесплатное или льготное приобретение лекарственных препаратов, в случае заболевания (за исключением коронавирусной инфекции) и лечения на дому очень часто не имеют средств для покупки лекарственных препаратов, рекомендованных им лечащим врачом.
В то же время, согласно статье 10 Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенция N 102), ратифицированной Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 349-ФЗ, в случае болезненного состояния человека обеспечение должно включать как минимум предоставление основных фармацевтических средств по предписанию врача или другого квалифицированного практика. При этом термин "обеспечение" означает обеспечение, предоставляемое непосредственно в виде обслуживания, либо опосредовано в виде возмещения расходов, понесенных заинтересованным лицом.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается предоставлять малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, чей среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации, а также гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, продовольственно-лекарственные сертификаты, позволяющие его владельцам приобрести на выделенную фиксированную денежную сумму социально значимые продовольственные товары первой необходимости и необходимые лекарственные препараты для медицинского применения. Номинальную стоимость продовольственно-лекарственного сертификата предлагается установить в размере 30 процентов величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации в месяц.
Перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости согласно законопроекту утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Необходимые лекарственные препараты для медицинского применения предлагается предоставлять в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". Данная мера адресной государственной социальной помощи носит заявительный характер.
Правила обращения за продовольственно-лекарственным сертификатом и его предоставления, перечень документов, необходимых для предоставления, период, на который он предоставляется согласно законопроекту устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предусматривается, что Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по назначению и предоставлению продовольственного сертификата.
Финансовое обеспечение расходов на предоставление продовольственно-лекарственных сертификатов согласно законопроекту осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Вступление Федерального закона в силу предполагается с 1 января 2022 года.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи", предусматривающего оказание малоимущим гражданам адресной государственной социальной помощи в виде продовольственно-лекарственного сертификата, потребует с 2022 года дополнительные расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
Согласно данным Росстата, численность населения Российской Федерации с доходами ниже прожиточного минимума в 2020 году составила 19,6 млн. человек.
Численность нуждающихся граждан, которым может быть назначен продовольственно-лекарственный сертификат, составит, по оценке, около 30% от общей численности малоимущих граждан.
С учетом численности нуждающихся граждан (5,88 млн. человек), номинальной стоимости сертификата (11 950 руб. х 30% = 3 585 руб.), периода, на который он может быть предоставлен (например, на 3 месяца), дополнительные расходы федерального бюджета могут составить около 65 млрд. руб. в год.
Указанные дополнительные расходы должны быть учтены при подготовке проекта федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.
Финансирование указанных дополнительных расходов предлагается осуществить за счет части профицита федерального бюджета, который в январе-июне 2021 года по предварительной оценке Минфина России составил 625,913 млрд. рублей.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.