Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1227922-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подготовлен в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области внеуличного транспорта.
Статьей 1 проекта федерального закона, в соответствии с которой предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ):
уточняются отдельные использующиеся понятия;
уточняются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по заключению соглашений в случае если линия внеуличного транспорта расположена в двух или более субъектах Российской Федерации, в части осуществления переданных полномочий Российской Федерации по федеральному государственному контролю за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом;
федеральный орган, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, наделяется полномочиями по определению порядка расследования и учета транспортных происшествий, аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера на внеуличном транспорте (за исключением эскалаторов в метрополитенах, канатных дорог и фуникулеров), разработка которого предусмотрена пунктом 5 статьи 5 Федерального закона N 442-ФЗ;
детализируется порядок изъятия у органов государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом в случае ненадлежащего исполнения (неисполнения) переданных полномочий;
регулируются вопросы, связанные с утверждением порядка осуществления проверки подтверждения оплаты пассажирами перевозки и провоза ручной клади сверх установленных норм, в том числе порядка подтверждения пассажиром оплаты перевозки, проезда детей, следующих с ним, провоза ручной клади, в случаях если они подлежат оплате, в том числе с предоставлением льгот по оплате проезда и провоза ручной клади сверх установленных норм;
обеспечивается возможность установления не только регулируемых тарифов на услуги по перевозкам пассажиров и провозу ручной клади сверх установленных норм, но и нерегулируемых тарифов.
В настоящее время все метрополитены Российской Федерации являются государственными или муниципальными предприятиями и тарифы на перевозки данным видом внеуличного транспорта устанавливаются субъектами Российской Федерации с возмещением перевозчику в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, недополученных доходов.
Таким образом, проектируемые законопроектом нормы об установлении перевозчиками нерегулируемых тарифов относятся к видам внеуличного транспорта, фактически не субсидируемых субъектами Российской Федерации (канатные дороги, фуникулеры) и не приведут к ухудшению уровня транспортного обслуживания или снижению ценовой доступности перевозок пассажиров и багажа самым массовым видом внеуличного транспорта - метрополитеном.
Положения проекта федерального закона в части осуществления проверки подтверждения оплаты пассажирами перевозки и провоза ручной клади сверх установленных норм подготовлены с учетом перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 октября 2017 г. N Пр-2165 ГС (пункт 1 "к" часть 5) по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 22 сентября 2017 г., которым в том числе поручено Правительству Российской Федерации представить предложения по расширению полномочий должностных лиц, осуществляющих контроль за оплатой проезда пассажиром, включая наделение их правом требовать предъявления документов, удостоверяющих личность.
Анализ практики правоприменения показывает, что отсутствие полномочий должностных лиц, осуществляющих контроль за оплатой проезда пассажиром и провоза ручной клади, права требовать предъявления документа, удостоверяющего личность, а также отказ лиц, нарушивших порядок оплаты проезда и провоза ручной клади, предъявлять указанный документ затрудняет процесс производства по делам об административных правонарушениях.
При этом статьей 1.3.1 КоАП к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе:
установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 7 Федерального закона N 442-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области организации транспортного обслуживания населения при перевозках внеуличным транспортом относятся, в том числе:
утверждение правил пользования внеуличным транспортом;
определение перечня должностных лиц, уполномоченных на осуществление контроля за оплатой пассажирами перевозки и провоза ручной клади сверх установленных норм, и установление порядка осуществления такого контроля.
В целях исключения возможной неверной интерпретации Федерального закона N 442-ФЗ в части положений о контроле за оплатой пассажирами перевозки и провоза ручной клади с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в проект федерального закона вносятся изменения, предусматривающие замену формулировки "контроль за оплатой" на формулировку "проверка подтверждения оплаты".
Принятие проекта федерального закона не окажет влияния на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" и иных государственных программ Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не приведет к дополнительным расходам, покрываемым за счет средств федерального бюджета. Реализация проекта федерального закона не предполагает увеличение численности, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Проектом федерального закона устанавливаются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля за соблюдением требований правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом. Проектом федерального закона конкретизируется понятие "ненадлежащего исполнения" органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по федеральному государственному контролю за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом, вследствие которого указанные полномочия могут быть изъяты Правительством Российской Федерации, а также порядок такого изъятия.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Вступление в силу проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и реализация его положений не потребуют дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
N п/п |
Наименование нормативного правового акта |
Цель, предмет, содержание правового регулирования |
Примерный срок начала подготовки нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта |
Исполнители, Соисполнители |
1. |
Приказ Минтранса России от 26 октября 2018 г. N 386 "Об утверждении типовых правил пользования метрополитеном" |
Цель изменения приказа - приведение в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ). Предмет правового регулирования приказа - уточнение положений, связанных с осуществлением контроля за оплатой пассажирами перевозки и провоза ручной клади сверх установленных норм, в том числе подтверждения пассажиром оплаты перевозки, проезда детей, следующих с ним, провоза ручной клади, в случаях если они подлежат оплате, в том числе с предоставлением льгот по оплате проезда и провоза ручной клади сверх установленных норм |
Три месяца с момента принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении |
Предусмотренными проектом федерального закона изменениями в статью 12 Федерального закона N 442-ФЗ регулируются вопросы, связанные с утверждением порядка осуществления контроля за оплатой пассажирами перевозки и провоза ручной клади сверх установленных норм, в том числе порядка подтверждения пассажиром оплаты перевозки, проезда детей, следующих с ним, провоза ручной клади, в случаях если они подлежат оплате, в том числе с предоставлением льгот по оплате проезда и провоза ручной клади сверх установленных норм, что потребует внесения изменений в указанные типовые правила |
Минтранс России, Минэкономразвития России |
2. |
Приказ Минтранса России от 12 октября 2018 г. N 404 "Об утверждении типовых правил пользования монорельсовым транспортом" |
Цель изменения приказа - приведение в соответствие с положениями Федерального закона N 442-ФЗ. Предмет правового регулирования приказа - уточнение положений, связанных с осуществлением контроля за оплатой пассажирами перевозки и провоза ручной клади сверх установленных норм, в том числе подтверждения пассажиром оплаты перевозки, проезда детей, следующих с ним, провоза ручной клади, в случаях если они подлежат оплате, в том числе с предоставлением льгот по оплате проезда и провоза ручной клади сверх установленных норм |
Три месяца с момента принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении |
Предусмотренными проектом федерального закона изменениями в статью 12 Федерального закона N 442-ФЗ регулируются вопросы, связанные с утверждением порядка осуществления контроля за оплатой пассажирами перевозки и провоза ручной клади сверх установленных норм, в том числе порядка подтверждения пассажиром оплаты перевозки, проезда детей, следующих с ним, провоза ручной клади, в случаях если они подлежат оплате, в том числе с предоставлением льгот по оплате проезда и провоза ручной клади сверх установленных норм, что потребует внесения изменений в указанные типовые правила |
Минтранс России, Минэкономразвития России |
3. |
Приказ Минтранса России от 29 декабря 2018 г. N 486 "Об утверждении типовых правил пользования подвесной канатной дорогой транспортной" |
Цель изменения приказа - приведение в соответствие с положениями Федерального закона N 442-ФЗ. Предмет правового регулирования приказа - уточнение положений, связанных с осуществлением контроля за оплатой пассажирами перевозки и провоза ручной клади сверх установленных норм, в том числе подтверждения пассажиром оплаты перевозки, проезда детей, следующих с ним, провоза ручной клади, в случаях если они подлежат оплате, в том числе с предоставлением льгот по оплате проезда и провоза ручной клади сверх установленных норм |
Три месяца с момента принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении |
Предусмотренными проектом федерального закона изменениями в статью 12 Федерального закона N 442-ФЗ регулируются вопросы, связанные с утверждением порядка осуществления контроля за оплатой пассажирами перевозки и провоза ручной клади сверх установленных норм, в том числе порядка подтверждения пассажиром оплаты перевозки, проезда детей, следующих с ним, провоза ручной клади, в случаях если они подлежат оплате, в том числе с предоставлением льгот по оплате проезда и провоза ручной клади сверх установленных норм, что потребует внесения изменений в указанные типовые правила |
Минтранс России, Минэкономразвития России |
4. |
Приказ Минтранса России от 29 декабря 2018 г. N 485 "Об утверждении Типовых правил пользования фуникулером транспортным (наземной канатной дорогой транспортной)" |
Цель изменения приказа - приведение в соответствие с положениями Федерального закона N 442-ФЗ. Предмет правового регулирования приказа - уточнение положений, связанных с осуществлением контроля за оплатой пассажирами перевозки и провоза ручной клади сверх установленных норм, в том числе подтверждения пассажиром оплаты перевозки, проезда детей, следующих с ним, провоза ручной клади, в случаях если они подлежат оплате, в том числе с предоставлением льгот по оплате проезда и провоза ручной клади сверх установленных норм |
Три месяца с момента принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении |
Предусмотренными проектом федерального закона изменениями в статью 12 Федерального закона N 442-ФЗ регулируются вопросы, связанные с утверждением порядка осуществления контроля за оплатой пассажирами перевозки и провоза ручной клади сверх установленных норм, в том числе порядка подтверждения пассажиром оплаты перевозки, проезда детей, следующих с ним, провоза ручной клади, в случаях если они подлежат оплате, в том числе с предоставлением льгот по оплате проезда и провоза ручной клади сверх установленных норм, что потребует внесения изменений в указанные типовые правила |
Минтранс России, Минэкономразвития России |
5. |
Проект приказа Минтранса России "Об определении порядка расследования и учета транспортных происшествий, аварий на внеуличном транспорте (за исключением канатных дорог, фуникулеров, а также входящих в состав инфраструктуры внеуличного транспорта лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся переходных дорожек) и эскалаторов)" |
Цель изменения приказа - приведение в соответствие с положениями Федерального закона N 442-ФЗ. Предмет правового регулирования приказа - определение порядка расследования и учета транспортных происшествий, аварий на внеуличном транспорте (за исключением канатных дорог, фуникулеров, а также входящих в состав инфраструктуры внеуличного транспорта лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся переходных дорожек) и эскалаторов) |
Три месяца с момента принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении |
Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона N 442-ФЗ предусмотрено определение порядка расследования и учета транспортных происшествий, аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера на внеуличном транспорте. Вместе с тем положениями Федерального закона N 442-ФЗ не определен федеральный орган, уполномоченный на определение соответствующего порядка. Проектируемыми положениями части 6 статьи 9 Федерального закона N 442-ФЗ указанными полномочиями наделяется федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта |
Минтранс России, Минэкономразвития России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.