Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1230464-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - законопроект) разработан в соответствии с поручением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации Силуанова А.Г. от 10 октября 2019 г. N СА-П13-127пр (пункты 2, 3 и 4) и направлен на совершенствование законодательства в сфере функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (далее - свободная экономическая зона).
В целях обеспечения оперативного решения на региональном уровне вопросов, связанных с приоритетным развитием отдельных отраслей экономики, законопроектом предлагается внести изменение в часть 3 статьи 12 Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 377-ФЗ), предусмотрев возможность установления ограничений на осуществление отдельных видов деятельности участниками свободной экономической зоны на территории соответствующего субъекта Российской Федерации на основании решения уполномоченного органа государственной власти региона. При этом вопрос об ограничении отдельных видов деятельности рассматривается субъектом Российской Федерации с учетом текущей социально-экономической ситуации.
Частью 3 статьи 13 Закона N 377-ФЗ установлены требования к минимальному объему капитальных вложений, осуществляемому участником свободной экономической зоны в первые 3 года реализации инвестиционного проекта. Принимая во внимание ряд объективных факторов, в том числе увеличение предельных значений дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для субъектов малого и среднего предпринимательства, изменение цен на оборудование и иные объекты основных средств, в которые участниками свободной экономической зоны осуществляются капитальные вложения, а также существенные различия в требованиях к минимальному объему капитальных вложений для участников свободной экономической зоны и субъектов (резидентов) иных преференциальных режимов, представляется целесообразным изменение указанных требований в сторону их увеличения.
В связи с этим законопроектом предлагается установить необходимость осуществления участником свободной экономической зоны капитальных вложений в первые 3 года реализации инвестиционного проекта в объеме не менее 60 миллионов рублей, а для субъектов малого и среднего предпринимательства - не менее 6 миллионов рублей.
В соответствии с частью 27 статьи 13 Закона N 377-ФЗ по соглашению сторон в договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне могут быть внесены изменения в порядке, установленном частями 2 - 17 указанной статьи.
Вместе с тем с учетом специфики отношений, связанных с проведением оценки инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта, положения части 7.1 статьи 13 Закона N 377-ФЗ могут быть применены только в случае рассмотрения документов, первично представленных заявителем в целях заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне. В частности, изменения, вносимые в договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне, могут носить технический характер, ввиду чего проведение оценки влияния таких изменений на эффективность реализации инвестиционного проекта не представляется возможным.
Также следует отметить, что до внесения изменений в Закон N 377-ФЗ предусматривающих проведение оценки инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта, на территориях Республики Крым и г. Севастополя было заключено более 1 500 договоров, в отношении которых такая оценка не проводилась. В связи с этим проведение оценки инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционных проектов в отношении указанных договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне может повлечь признание соответствующих проектов неэффективными и, следовательно, привести к существенному ущемлению прав и законных интересов участников свободной экономической зоны.
Кроме того, частью 28 статьи 13 Закона N 377-ФЗ предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа во внесении изменений в договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне. В частности, не допускаются изменение цели инвестиционного проекта, осуществление видов деятельности, не соответствующих требованиям Закона N 377-ФЗ, снижение общего объема капитальных вложений, изменение графика осуществления ежегодного объема капитальных вложений в первые 3 года реализации инвестиционного проекта, в случае если это повлечет за собой увеличение сроков реализации инвестиционного проекта, а также изменение территории реализации инвестиционного проекта.
Представляется, что при соблюдении указанных требований внесение изменений в договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне существенным образом не повлияет на эффективность реализации инвестиционного проекта.
В связи с этим Закон N 377-ФЗ предлагается дополнить положениями, предусматривающими, что при внесении изменений в договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне оценка инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта не проводится.
Законопроектом также предусмотрены нормы, обеспечивающие возможность осуществления мониторинга выполнения участником свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, предусмотренного статьей 14.1 Закона N 377-ФЗ, применительно к участникам свободной экономической зоны, заключившим договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне до 25 декабря 2018 г. (введения указанной нормы).
Как следует из части 23 статьи 13 Закона N 377-ФЗ, расторжение договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне возможно, как по соглашению сторон, так и по решению суда. В свою очередь, согласно требованиям законодательства Российской Федерации о налогах и сборах необходимость уплаты лицом, утратившим статус участника свободной экономической зоны, сумм полученных преференций возникает только в случае расторжения соответствующего договора по решению суда. При этом факты нарушения участником свободной экономической зоны своих обязательств, выявленные по результатам проведенного мониторинга, в соответствии с частью 4 статьи 14.1 Закона N 377-ФЗ являются основанием для направления уполномоченным органом управления свободной экономической зоны заявления в суд о расторжении такого договора.
Представляется, что наличие в законопроекте указанных положений не влечет нарушения баланса интересов государства и субъектов предпринимательской деятельности, поскольку они направлены исключительно на обеспечение выполнения участником свободной экономической зоны условий договора и не влечет наложения на него обязанностей публично-правового характера.
Принятие законопроекта будет способствовать достижению цели и задач государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 г. N 63.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" не потребует дополнительных расходов, компенсируемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие Федерального закона потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего внесение изменения в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, в части исключения полномочий по утверждению персонального состава экспертных советов по вопросам свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя из компетенции Минэкономразвития России.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - 30 дней со дня принятия Федерального закона.
Принятие Федерального закона потребует принятия приказа Минэкономразвития России, предусматривающего внесение изменения в Порядок работы экспертных советов по вопросам свободной экономической зоны, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2016 г. N 66, в части отнесения полномочий по утверждению персонального состава экспертных советов по вопросам свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым и высшего исполнительного органа государственной власти города федерального значения Севастополя соответственно.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - 60 дней со дня принятия Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.