Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1230867-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Законопроект подготовлен в целях установления с 1 января 2022 года более справедливого минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), обеспечивающего вывод из бедности и нищеты значительного числа наиболее уязвимых граждан Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2020 года N 473-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2021 года введен новый механизм ежегодного установления МРОТ и прожиточного минимума. В соответствии с ним МРОТ ежегодно устанавливается в размере 42,0% значения медианной заработной платы за предыдущий год, рассчитанного Росстатом, а не от потребительской корзины с ее конкретным набором товаров и услуг. Прожиточный минимум на душу населения в целом по Российской Федерации ежегодно устанавливается в размере 44,2% значения медианного среднедушевого дохода в целом по Российской Федерации за предыдущий год, рассчитанного Росстатом. Указанные соотношения пересматриваются не реже одного раза в пять лет.
Величина МРОТ устанавливается ежегодно Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 1 января соответствующего года.
В соответствии с частью шестой статьи 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" МРОТ на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже МРОТ, установленного на текущий год.
С 1 января 2021 года МРОТ, ниже которого работодатель не может платить работнику за полный рабочий день, вырос на 5,5% и составил 12 792 рубля в месяц против 12 130 рублей в 2019 году.
Применение нового механизма установления МРОТ, как видим, не привело к сколь-нибудь существенному его увеличению.
Причиной является, во-первых, выбранное соотношение с медианной зарплатой в 42%, что ниже, чем в странах Евросоюза, где используется такой же показатель и указанное соотношение установлено на уровне не менее 50%, во-вторых, низкий уровень самой медианной зарплаты (30 457 рублей в 2019 году), отличающейся от средней зарплаты по стране (42 263 рубля) вследствие недопустимо высокой дифференциации доходов населения, не сокращающейся многие годы в результате проводимой правительством целенаправленной политики сдерживания роста МРОТ.
В большинстве стран мира МРОТ фиксируют на уровне 40-60% размера средних доходов граждан. Если взять в расчет среднюю заработную плату по России (в 2020 году - 51 352 рубля), то МРОТ в 40-50% должен был бы составлять 20,5-25,7 тыс. рублей в месяц.
Следует отметить, что Россия в рейтинге стран мира по МРОТ в 2020 году находилась на 95 месте и ниже большинства стран Латинской Америки, многих стран Африки, а также бывших стран СССР - Литвы, Эстонии, Латвии, Украины.
Низкий уровень МРОТ приводит к работающим бедным, обширной теневой экономике, повсеместной коррупции, дифференциации доходов населения, к снижению совокупного спроса, то есть к спаду производства, тормозит рост зарплат, пособий, социальных выплат, не стимулирует работодателей внедрять новые технологии и применять рациональные и справедливые системы оплаты труда, повышать производительность труда, тормозит рост ВВП страны, приводит к недоверию граждан к государственным институтам и росту социальной напряженности.
Большинство субъектов Российской Федерации, имея право устанавливать минимальную заработную плату выше МРОТ, установили ее в 2021 году на уровне МРОТ. Исключением стала Москва (20 589 рублей), Санкт-Петербург (19 190 рублей), Московская область (15 000 рублей), Ростовская область (15 350,4 рублей), еще несколько субъектов РФ незначительно повысили свою минимальную зарплату. Неудивительно, что именно в эти субъекты РФ едут работать граждане из других регионов страны.
По данным Минтруда России, в 2022 году МРОТ планируется повысить на 6,4% и установить в сумме 13 617 рублей исходя из медианной зарплаты за 2020 год в размере 32 422 рублей. Расходы бюджетной системы и внебюджетного сектора на увеличение МРОТ в 2022 году составят, по оценке, 124,7 млрд. рублей.
Работника, получающего зарплату на уровне МРОТ, формально нельзя будет отнести к "работающему бедному", поскольку МРОТ будет выше прожиточного минимума (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1070 на 2022 год прожиточный минимум на душу населения составит 11 950 рублей, для трудоспособного населения - 13 026 рублей). Однако, после уплаты с этой суммы подоходного налога в размере 13% работник получит на руки за полный месяц работы 11 847 рублей.
Можно ли прожить на эту сумму? Как показал проведенный некоторыми гражданами эксперимент, такой низкий уровень заработной платы обеспечивает лишь физиологическое выживание и то на короткий период. Следует отметить, что величина МРОТ не зависит от наличия у работника иждивенцев (детей).
Российская Федерация, ратифицируя Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 101-ФЗ пересмотренную Европейскую социальную хартию, не взяла на себя обязательства в отношении положения пункта 1 статьи 4 в части признания права работников на вознаграждение за труд, которое позволит обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни.
В то же время, учитывая, что рынок не способен самостоятельно установить справедливую цену за труд наименее способных работников, для вывода из бедности и нищеты значительного числа граждан Российской Федерации, формирования спроса для устойчивого развития внутреннего конкурентоспособного производства, стимулирования обновления экономики на инновационной основе и производительности труда необходимо кардинально пересмотреть политику в отношении доходов населения, в том числе установить МРОТ, обеспечивающий хотя бы приемлемый уровень жизни как для самого работника, так и его детей.
Проектом федерального закона "О несении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", направленным на решение указанных выше проблем, предлагается установить МРОТ с 1 января 2022 года в сумме 20 000 рублей в месяц, что составляет около 150% искусственно заниженной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Следует отметить, что в развитых и развивающихся странах Азии, Европы, Латинской Америке, Украине МРОТ как минимум в два раза выше прожиточного минимума.
Что касается влияния увеличения МРОТ на занятость, то проведенные рядом ученых исследования показали отсутствие значимого эффекта на занятость наемных работников с минимальными зарплатами.
Принятие законопроекта позволит вывести из бедности и нищеты значительное число граждан Российской Федерации, уменьшить дифференциацию в доходах населения, снизить социальную напряженность, обеспечить рост совокупного спроса, и, как следствие, развитие отраслей экономики, ориентированных на внутренний рынок. Кроме того, вырастут поступления в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды.
Вступление в силу законопроекта предусматривается с 1 января 2022 года.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" потребует в 2022 году дополнительных финансовых затрат федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов в объеме, по оценке, 1 162,5 млрд. рублей (в том числе федерального бюджета - 348,7 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 232,5 млрд. рублей, внебюджетного сектора - 581,3 млрд. рублей).
Указанные дополнительные расходы должны быть учтены при подготовке проектов соответствующих бюджетов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Источник дополнительных расходов - средства Фонда национального благосостояния, объем которых на 1 января 2021 года составил 13,5 триллионов рублей.
Для реализации предлагаемого Федерального закона, который может стать залогом экономического развития страны, должна быть изменена политика в отношении доходов населения, включая осуществление комплекса мер, таких как введение прогрессивной шкалы налогообложения, справедливое распределение бюджетной помощи регионам в зависимости от динамики их расходов и доходов, обеспечение справедливой налоговой нагрузки по отраслям, оптимизация государственных и муниципальных расходов, усиление борьбы с коррупцией, снижение отчислений в Фонд национального благосостояния и других.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.