Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1230880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"
Досье на проект федерального закона
Модель народных предприятий была создана более 20 лет назад как один из вариантов осуществления приватизации государственной собственности, предложенный депутатом Государственной Думы Российской Федерации С. Н. Федоровым. В соответствии с предложенным вариантом предполагалось передавать государственные предприятия частным лицам посредством распределения его акций исключительно между работниками данного предприятия, и народные предприятия стали альтернативным вариантом ваучерной приватизации, которым воспользовались сотни предприятий.
Первоначальный текст Закона о народных предприятия содержал более 50 статей и был направлен на создание устойчивой правовой базы для их функционирования. Однако в процессе многочисленных изменений при принятии нормативно-правовой акт был сокращен до 16 статей, что стало причиной нарушения его внутренней структуры и появления многочисленных пробелов и правовых коллизий. При этом с момента издания в 1998 году в данный Закон не было внесено изменений, восполняющих указанные несовершенства юридической техники.
Несмотря на отсутствие должной правовой регламентации, народные предприятия показали свою экономическую эффективность.
Владея акциями собственного предприятия, работник не только получает дополнительный источник дохода в виде дивидендов и выкупа акций при выходе на пенсию, но и участвует в реальном управлении предприятием, что делает народные предприятия наиболее демократичной формой корпоративного управления.
Международный опыт также указывает на эффективность привлечения работников к участию в капитале компаний. Так, в США, стране с высокоразвитой экономической системой, подобная практика началась еще с 70-х годов прошлого столетия, где на государственном уровне была введена программа акционирования работников под названием ESOP (Employee stock ownership plan), которая продолжает функционировать уже на протяжении 50 лет. Таким образом, акционерные общества работников обладают высоким экономическим потенциалом, слабой зависимостью от других юридических лиц и устойчивостью к кризисным явлениям, а поэтому при определенных условию могут стать фундаментом отечественной экономики в условиях мирового кризиса и экономических санкций в отношении Российской Федерации.
Однако устаревший Закон о народных предприятиях со всеми его несовершенствами и противоречиями с действующим гражданским законодательством не позволяет акционерным обществам работников эффективно функционировать. Предложенный законопроект направлен на устранение основных правовых коллизий и препятствий для нормальной работы народных предприятий:
1) Изменения в статью 1 вносятся в связи с отменой организационно-правовой формы закрытого акционерного общества;
2) Изменения в п. 1 статьи 2 вносятся с целью снятия ограничений по созданию народных предприятий только путем реорганизации;
3) Изменение в п. 1 статьи 5 вносится в связи с технической правкой, носит сугубо редакционный характер;
4) Изменения в статью 6 направлены на обеспечение равенства прав держателей акций. Предполагается, что выкуп излишка (сверх максимальной доли) акций у работников-акционеров будет осуществляться не по номинальной, а по выкупной стоимости;
5) Изменения в п. 2 статьи 6 вносятся с целью запрета отчуждения акций народного предприятия на сторону согласно п. 9 статьи 6 Закона;
6) Изменения в п. 4 статьи 6 обусловлены тем, что после расторжения трудового договора бывший работник уже не участвует в увеличении имущества народного предприятия, а уклоняется от заключения договора купли-продажи акций;
7) Необходимость изменений в п. 10 статьи 6 обусловлена судебной практикой;
8) Изменение в п. 1 статьи 7 связано с тем, что народное предприятие - непубличное акционерное общество, акций которого не обращаются на рынке ценных бумаг;
9) Пункт 1 статьи 9 необходим для более широкого распространения народных предприятий в российской практике хозяйствования.
10) Изменение пункта 1 статьи 14 направлено на изъятие из обязанностей контрольной комиссии совершенно не свойственного ей контроля за выполнением правил внутреннего трудового распорядка. Изменения и дополнения, вносимые в действующий сегодня закон, призваны, с одной стороны, устранить некоторые правовые неточности, уточнить ряд его положений и норм, выявленных в процессе его применения, а с другой - снять искусственные ограничения по созданию акционерных обществ работников (народных предприятий).
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" не потребует дополнительного выделения финансовых средств из федерального бюджета, а также из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень законодательных актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, или принятия законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.