Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1233921-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" по вопросам установления возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, 60 и 55 лет (соответственно мужчинам и женщинам)"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на возвращение возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, 60 и 55 лет (соответственно мужчинам и женщинам).
Главный аргумент при принятии в 2018 году закона, повышающего пенсионный возраст: число пенсионеров по отношению к числу работающих в России растет, а поэтому для того, чтобы платить достойную пенсию, необходимо сократить число пенсионеров, подняв возраст выхода на пенсию.
Этот аргумент не выдерживает критики. Вместо повышения пенсионного возраста необходимо было совершенствовать механизм финансового обеспечения страховой пенсионной системы. Например, путем пополнения ее за счет части налогов.
Экономика страны не нуждается в увеличении числа работников. Недаром Председатель Правительства Российской Федерации, внесшего в Государственную Думу законопроект о повышении пенсионного возраста, почти одновременно заявил о необходимости сокращения продолжительности рабочей недели.
По данным Финансового университета при Правительстве России, в настоящее время до 60 лет не доживают 30% мужчин; до 65-ти - 43%. Очевидно, что если людей принудительно заставить работать, этот показатель увеличится. Кроме того, ухудшение состояние здоровья граждан предпенсионного возраста, вынужденных работать, приведет к значительному росту нагрузки на Фонд социального страхования Российской Федерации.
С повышением пенсионного возраста несравненно большее число граждан будет обращаться за инвалидностью. Во что это обойдется самому Пенсионному фонду, правительство не оценило.
Последствия повышения пенсионного возраста прямо противоречат Указу Президента России от 7 мая 2018 года N 204, который предусматривал увеличение продолжительности жизни к 2024 году - до 78, а к 2030 году - до 80 лет (Указом от 21 июля 2020 года N 474 данные положения признаны утратившими силу). Повышение пенсионного возраста явно увеличит смертность людей старшего возраста из-за роста трудовой нагрузки, а также потому, что безработица и связанные с ней стрессы и самоубийства среди них наверняка умножатся.
Повышение пенсионного возраста приведет к росту безработицы, в том числе в молодых возрастах. В настоящее время почти половина всех безработных в стране - это люди от 20 до 34 лет (48%). По зарубежным данным, рост безработицы на 1% в среднем означает увеличение числа:
самоубийств - на 4,1%;
психических заболеваний - примерно на 6,7%;
преступлений - на 3,4%.
В ближайшие десятилетия во всем мире одной из главных проблем станет технологическая безработица, связанная с роботизацией экономики. А Правительство России вместо того, чтобы проводить такую роботизацию, заставляет старшее поколение работать сверх меры и тем самым обеспечивает стране "отставание навсегда!" Это означает провал требований Указа Президента России от 7 мая 2018 года N 204 в части обеспечения экономического прорыва, а также представляет собой угрозу национальной безопасности.
Для того, чтобы избежать указанных негативных последствий, необходимо восстановить действовавший до 31 декабря 2018 года возраст назначения страховых пенсий по старости.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" по вопросам установления возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, 60 и 55 лет (соответственно мужчинам и женщинам)"
По информации Пенсионного фонда Российской Федерации, число граждан, которым не была назначена страховая пенсия по старости в связи с принятием закона об изменении пенсионного возраста, можно оценить как, в 2019 году - 700 тыс. человек, в 2020 - 700 тыс. человек. Если экстраполировать эти показатели на 2021 и 2022 годы, то число граждан, которым должна будет назначена страховая пенсия по старости в 2022 году в связи с принятием предлагаемого законопроекта, может составить не более 3 млн. человек.
В настоящее время средний размер страховой пенсии по старости составляет 16 790 рублей. Таким образом, расходы Пенсионного фонда Российской Федерации в 2022 году в связи с принятием предлагаемого законопроекта могут составить 3 млн. х 16790 руб. х 12 = 604 млрд. 440 млн. рублей.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" по вопросам установления возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, 60 и 55 лет (соответственно мужчинам и женщинам)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" по вопросам установления возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, 60 и 55 лет (соответственно мужчинам и женщинам)" не потребует признания утратившими силу, приостановления изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.