Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1237881-7 "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается в статью 4 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - Закон N 3297-1) внести изменения, предусматривающие, что глава закрытого административно-территориального образования (далее - ЗАТО) избирается на муниципальных выборах, но из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, которых должно быть не менее двух, и возглавляет местную администрацию.
Согласно действующей редакции абзаца первого пункта 3 статьи 4 Закона N 3297-1 глава ЗАТО избирается представительным органом закрытого административно-территориального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. При формировании конкурсной комиссии в ЗАТО одна треть ее состава назначается представительным органом закрытого административно-территориального образования, одна треть - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), одна треть - руководителем федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, руководителем Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или руководителем Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 5 марта 2009 г. N 375-О-О, положение абзаца первого пункта 3 статьи 4 Закона N 3297-1, действующее в общей системе правового регулирования организации местного самоуправления, и учитывающее особенности осуществления местного самоуправления в ЗАТО, не может рассматриваться как нарушающее гарантированные Конституцией Российской Федерации муниципальные права граждан.
Вместе с тем необходимо учитывать, что свободные выборы и референдум являются высшим непосредственным выражением власти народа в Российской Федерации (статья 3 Конституции Российской Федерации). Именно свободные выборы способствуют укреплению легитимности, увеличению электоральной активности граждан на выборах. Глава муниципального образования, избранный населением напрямую, имеет полноценный контакт с населением.
Учитывая изложенное, предполагается, что, с одной стороны, принятие законопроекта предоставит населению ЗАТО право самостоятельного и непосредственного народного голосования по избранию главы ЗАТО на муниципальных выборах из числа кандидатов, количество которых не может быть менее двух, и будет способствовать развитию демократических основ российского общества, а с другой стороны, - позволит сохранить в положениях закона институт конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы ЗАТО с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, что обеспечит условия для эффективного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся расположенные в пределах соответствующего ЗАТО предприятия и (или) объекты, а также с органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" не потребует принятия, внесения изменений, приостановления либо признания утратившими силу федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.