Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1237905-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на совершенствование общих принципов организации местного самоуправления в части порядка замещения должности и статуса главы муниципального образования, имеющего статус городского или муниципального округа.
Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ субъекты Российской Федерации были наделены правом определять своим законом способы избрания глав муниципальных образований из числа перечисленных в пункте 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), в том числе вводить единственный способ избрания главы для конкретных муниципальных образований. Практика применения данной нормы показывает, что субъекты Российской Федерации зачастую вводят единственный и безальтернативный для разных видов муниципальных образований способ избрания главы муниципального образования, причем в большинстве случаях это избрание главы муниципального образования по конкурсу либо из состава депутатов с возглавлением представительного органа муниципального образования.
В этой связи законопроектом предлагается установить единственный способ избрания главы муниципального образования, имеющего статус городского или муниципального округа, - муниципальные выборы. При этом предлагается императивно закрепить место главы городского или муниципального округа в структуре органов местного самоуправления в качестве руководителя местной администрации.
Предлагаемые изменения позволят исключить такие не показавшие за годы своего применения эффективность, но показавшие конфликтность, способы избрания и места в структуре органов местного самоуправления главы муниципального образования, как:
- избрание на муниципальных выборах и исполнение полномочий председателя представительного органа;
- избрание представительным органом муниципального образования из своего состава и исполнение полномочий его председателя.
Предлагаемые способ избрания и места главы муниципального образования, имеющего статус городского или муниципального округа, позволят формировать эффективные, взаимодоверяющие муниципальные команды управленцев, с одной стороны, и исключить или, по крайней мере, уменьшить конфликтность в системе муниципального управления, с другой стороны.
Согласно информации Минюста России на 1 января 2021 года исходя из положений уставов 622 городских округов 459 глав подлежат избранию по конкурсу, 117 глав должны избираться из депутатов и становиться главами - председателями представительных органов, 42 главы должны избираться на муниципальных выборах и становиться главами - руководителями местных администраций, 4 главы должны избираться из депутатов и становиться главами - руководителями администраций. Фактически действуют 614 глав городских округов, из них 446 глав избраны по конкурсу; 119 глав избраны из депутатов и возглавляют представительные органы; 45 глав избраны на выборах и руководят администрациями; 20 глав избраны из депутатов и исполняют полномочия председателей представительных органов; 4 главы избраны из депутатов и возглавляют местные администрации.
Уставы 46 из 77 городских округов - административных центров субъектов Российской Федерации предусматривают конкурсную систему, уставы 24 городских округов - избрание глав-председателей из депутатов, уставы 7 городских округов - избрание глав - руководителей местных администраций, - на выборах. Из 76 фактически действующих глав городских округов - административных центров субъектов Российской Федерации 44 главы избраны по конкурсу, 25 - главы-председатели, избранные из депутатов, 8 глав (главы городов Абакана, Анадыря, Новосибирска, Томска, Улан-Удэ, Хабаровска, Якутска) избраны на муниципальных выборах и возглавляют городские администрации.
Таким образом можно констатировать факт планомерного ухода от такой демократической формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, как муниципальные выборы, что не способствует интегрированию жителей и институтов гражданского общества в процесс построения единой системы народовластия, и принижает их роль в принятии управленческих решений.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.