Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1238573-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в части установления дополнительных гарантий для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, потерявших обоих родителей или единственного родителя при получении ими основного общего, среднего общего образования.
Согласно статье 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон) полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи.
Статьями 1 и 6 Федерального закона гарантируются полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам.
Поступают регулярные обращения граждан об отсутствии в федеральном законодательстве норм, регламентирующих оказание социальной поддержки лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лицам, достигшим 18 лет), продолжающим образование по программам основного общего, среднего общего образования.
В связи с этим, а также принимая во внимание необходимость урегулирования неравных подходов оказания социальной поддержки лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, предусмотренной им при обучении по основным профессиональным образовательным программам и программам основного общего, среднего общего образования, законопроектом предлагается предоставить аналогичные права указанным лицам, обучающимся по программам основного общего, среднего общего образования.
Представляется, что предлагаемые законопроектом изменения позволят установить единые подходы к регламентации вопросов оказания социальной поддержки лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Концепция законопроекта поддержана 83 субъектами Российской Федерации, отметившим, что принятие законопроекта является необходимым условием для повышения государственных гарантий обеспечения права на образование для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц в возрасте от 18 до 23 лет, потерявших обоих родителей или единственного родителя, а также на оказание им социальной поддержки в период до окончания освоения ими программ основного общего и среднего общего образования.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Положения законопроекта не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон) дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
По оперативным данным субъектов Российской Федерации, сформированным по итогам 2018 - 2019 годов, численность лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжающих обучение по программам основного общего, среднего общего образования, составила в среднем 2515 человек.
При этом в ходе анализа опережающего законодательного регулирования выявлено, что в 68 субъектах Российской Федерации на региональном уровне уже действует законодательство, регулирующее вопросы в части предоставления полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжающим обучение по программам основного общего, среднего общего образования. При этом соответственно бюджеты субъектов Российской Федерации формируются с учетом таких лиц.
По оперативным данным, поступившим от субъектов Российской Федерации, сформированным по итогам 2018 - 2019 годов, численность лиц в возрасте от 18 до 23 лет, продолжающих обучение по программам основного общего, среднего общего образования, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, составила в среднем 238 человек.
В ходе анализа опережающего законодательного регулирования выявлено, что в 17 субъектах Российской Федерации на региональном уровне действует законодательство, регулирующее вопросы в части предоставления полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке лицам в возрасте от 18 до 23 лет, продолжающих обучение по программам основного общего, среднего общего образования, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. При этом соответственно бюджеты субъектов Российской Федерации формируются с учетом таких лиц.
Информация об объеме средств, предусмотренных на государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжающим обучение по программам основного общего, среднего общего образования, в разрезе субъектов Российской Федерации представлена в приложении к финансово-экономическому обоснованию.
Источником средств на исполнение данных расходных обязательств определены соответственно средства бюджетов субъектов Российской Федерации (в соответствии со статьей 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), предусмотренные на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по программам основного общего, среднего общего образования, а также на выплату ежемесячных денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей.
По оперативным данным, поступившим от субъектов Российской Федерации, сформированным по итогам 2018 - 2019 годов, численность лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжающих обучение в федеральных организациях по программам основного общего, среднего общего образования, составила 19 человек, в том числе:
7 человек обучались в лицее Дальневосточного федерального университета за счет средств договоров об оказании платных образовательных услуг, заключенных с законными представителями обучающихся;
3 человека обучались в лицее Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета за счет средств договоров об оказании платных образовательных услуг, заключенных с законными представителями обучающихся;
9 человек обучались в Оренбургском президентском кадетском училище, где полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжающих обучение по программам основного общего, среднего общего образования в качестве воспитанников воинских частей, в том числе обеспечение их необходимыми видами довольствия, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Категория лиц в возрасте от 18 до 23 лет, продолжающих обучение в федеральных организациях по программам основного общего, среднего общего образования, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, по оперативным данным субъектов Российской Федерации по итогам 2018 - 2019 годов отсутствовала.
Принимая во внимание сложившуюся устойчивую тенденцию по ежегодному сокращению численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (информация о динамике численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2017 - 2019 годах по субъектам Российской Федерации приведена в приложении), а также опережающее региональное законодательное регулирование, принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части установления дополнительных гарантий для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц в возрасте от 18 до 23 лет, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, продолжающих обучение по программам основного общего, среднего общего образования, не потребует дополнительных расходов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части установления дополнительных гарантий для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, потерявших обоих родителей или единственного родителя при получении ими основного общего, среднего общего образования" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'1 в части установления дополнительных гарантий для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, потерявших обоих родителей или единственного родителя при получении ими основного общего, среднего общего образования
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части установления дополнительных гарантий для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, потерявших обоих родителей или единственного родителя при получении ими основного общего, среднего общего образования не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - законопроект) потребует:
1) внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2017 г. N 1066 "Об утверждении Правил обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, бесплатным проездом на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы".
Обоснование необходимости подготовки, цель, предмет и содержание правового регулирования: дополнение новыми категориями лиц, имеющих право на дополнительные гарантии при получении основного общего образования или среднего общего образования по основным общеобразовательным программам за счет средств федерального бюджета.
Головной исполнитель - Минпросвещения России.
Соисполнители - Минобрнауки России, Минфин России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона;
2) внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. N 1117 "Об утверждении норм и Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, а также норм и Правил обеспечения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств федерального бюджета, выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за счет средств организаций, в которых они обучались и воспитывались, бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием".
Обоснование необходимости подготовки, цель, предмет и содержание правового регулирования: дополнение новыми категориями лиц, имеющих право на дополнительные гарантии при получении основного общего образования или среднего общего образования по основным общеобразовательным программам за счет средств федерального бюджета.
Головной исполнитель - Минпросвещения России.
Соисполнители - Минобрнауки России, Минфин России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.