Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1240157-7 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Досье на проект федерального закона
С вступлением в силу с 1 января 2019 года Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", в российской пенсионной системе появился новый подвид досрочной страховой пенсии по старости, который можно назвать как досрочная пенсия в связи с длительным страховым стажем или досрочная пенсия за длительную работу.
В статью 8 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" введена новая часть 1.2., согласно которой лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения обычного пенсионного возраста для застрахованных лиц, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). То есть, после окончания переходного периода, предусмотренного для поэтапного повышения пенсионного возраста, досрочная пенсия за длительную работу мужчинам может быть назначена при достижении 63 лет, а женщинам 58 лет.
При этом порядок исчисления страхового стажа, который необходим для приобретения права на данную досрочную пенсию, отличается от правил исчисления страхового стажа, применяющихся при определении права на обычную страховую пенсию по старости, в сторону более жестких условий.
На основании части 9 статьи 13 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж для назначения досрочной пенсии за длительную работу засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности на территории Российской Федерации, если за них уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (в том числе время получения пособия по беременности и родам).
То есть, в стаж для назначения досрочной пенсии за длительную работу не вошли периоды, учитываемые в статье 12 федерального закона "О страховых пенсиях" в качестве "иных периодов, засчитываемых в страховой стаж" (если им предшествовали или за ними следовали периоды работы или иной деятельности, указанные в статье 11 Закона).
В исключении вышеназванных периодов из страхового стажа для оформления досрочной пенсии за длительную работу усматриваются признаки дискриминации в отношении определенных категорий граждан. Особенно важно изменить ситуацию и зачесть в стаж для назначения досрочной пенсии за длительную работу периоды службы вооруженных силах России по призыву, т.е. когда гражданин действовал в интересах государства, выполняя свою конституционную обязанность и почетный долг (ст. 59 Конституции РФ).
"Прохождение военной службы по призыву" предусмотрено действующим Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", статья 1.
В ранее действовавших и ныне утративших силу законах служба, осуществляемая по призыву, называлась:
- "действительная военная служба" - по Закону СССР от 12 октября 1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности";
- "действительная срочная военная служба" - по Закону Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе".
При пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу по призыву, наряду с вооруженными силами учитываются воинские формирования, указанные в пункте "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Таким образом, цель данного законопроекта - законодательно закрепить включение в страховой стаж для досрочной пенсии за длительную работу периоды "прохождения военной службы по призыву" по действующему законодательству, а также "действительной военной службы" и "действительной срочной военной службы" по ранее действовавшему законодательству.
Для того, чтобы не перегружать пункт 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" ссылками на другие правовые нормы, а также, чтобы сделать его более доступным и понятным для граждан, предлагается обозначить включаемые в стаж для досрочной пенсии периоды путем их прямого перечисления с применением подпунктов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень законов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.