Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1243284-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Уже прошел более чем десятилетний период со дня вступления в силу первого законодательного акта, упростившего процедуры оформления прав граждан на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки. Первым таким актом является вступивший в силу с 1 сентября 2006 года Федеральный закон N 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества". Поэтапно решая вопросы совершенствования системы государственной регистрации прав, неоднократно принимались законы и об упрощении их оформления, которые в правоприменении получили наименование "о дачной амнистии".
С момента вступления в силу данного Закона наблюдается стабильный рост количества обращений граждан за государственной регистрацией прав в упрощенном порядке на жилые и дачные (садовые) дома, объекты бытового назначения, а также земельные участки. По данным Росреестра за прошедший период процедуры "дачной амнистии" для оформления своих прав использовали почти 14 миллионов граждан. Вместе с тем не все жизненные ситуации за последние 15 лет получили соответствующее законодательное решение.
Так сохраняются административные препятствия в оформлении прав наследников на земельные участки, предоставленные наследодателям на праве постоянного (бессрочного) пользования, которые не успели воспользоваться "дачной амнистией". Принимая во внимание, что земельное законодательство предусматривает постепенное исключение из земельных правоотношений права пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования у граждан, законопроектом предусматривается внести изменения в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым предлагается предоставленные гражданину до дня вступления в силу Земельного кодекса РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения земельные участки считать в силу закона предоставленными на праве собственности без ограничения вида их разрешенного использования и целевого назначения.
Предлагаемые изменения позволят дополнительно защитить права наследников в рассматриваемых случаях и позволят существенно упростить процедуру приобретения права собственности на земельные участки, ранее предоставленные гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения.
Следует отметить, что все принятые законодательные решения никогда не затрагивали вопрос "легализации" построенных жилых домов на земельных участках, в отношении которых отсутствуют правоустанавливающие документы. В советское время нередко в связи с активным индустриальным развитием (фабрики, заводы и иные крупные инфраструктурные объекты) возникали рабочие поселки, которые со временем зачастую образовывали самостоятельные населенные пункты либо поглощались историческими поселениями. В таких домах, как правило, имелась "прописка", к ним подводились коммунальные сети, но, что самое главное, не редки ситуации, когда в таких домах десятилетиями проживает уже не одно поколение граждан. Вместе с тем учитывая, что на руках у проживающих в таких домах граждан отсутствуют документы, соответствующие требованиям действующего законодательства, либо иные документы, без возможности оформления прав на землю такие граждане лишены и возможности оформления прав на жилые дома.
Законопроектом предлагается механизм предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены жилые дома, возведенные до вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ в границах населенного пункта, а также определяется перечень документов, необходимых для приобретения гражданами земельных участков, расположенных под такими жилыми домами.
Одновременно законопроектом предлагается установить более продолжительный срок действия "дачной амнистии", увеличив его по сравнению с действующим еще на пять лет, т.е. до 1 марта 2031 года.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.