Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1245543-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан в целях пресечения правонарушений, связанных с загрязнением территорий отходами производства и потребления и причинением вреда окружающей среде от подобных правонарушений.
Сброс отходов в необорудованных для этих целей местах на территориях населенных пунктов, рекреационных зон, лесопарков, садоводческих товариществ в большинстве случаев совершается с использованием транспортных средств (малотоннажных грузовых автомобилей, мусоровозов, самосвалов и т.п.), принадлежащих гражданам.
Данные статистики свидетельствуют, что поступившие в органы внутренних дел сообщения о фактах незаконного сброса отходов составляют около 11% от общего числа сообщений об экологических правонарушениях. Ежегодно фиксируется рост числа таких правонарушений. При этом ущерб, причиненный окружающей среде в результате несанкционированного сброса отходов, как правило, намного превышает сумму назначенных и взысканных штрафов.
Так, на территории Московской области в период с января 2019 года по август 2020 года за незаконный сброс отходов назначено административных штрафов на сумму 12 395 000 рублей, взыскано штрафов на сумму 5 480 000 рублей. В то же время ущерб, причиненный окружающей среде, составил 256 437 195 рублей в 2019 году и 31 206 381 рублей в первом полугодии 2020 года.
В г. Москве за период с января 2019 года по август 2020 года только на территории Троицкого и Новомосковского административных округов (далее - ТиНАО) за незаконный сброс отходов назначено административных штрафов на общую сумму 725 000 рублей. В качестве обеспечительных мер изъято 30 единиц техники. Вместе с тем только за 2019 год на ликвидацию несанкционированных свалок, образованных на территории ТиНАО, было потрачено 345 151 962 рублей (вывезено 495 903 куб. м. мусора).
В соответствии с действующими положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) ответственность за сброс отходов с транспортных средств наступает по части 1 статьи 8.2 Кодекса, которой предусмотрено наказание в виде административного штрафа для граждан в размере от 1 тыс. до 2 тыс. рублей. Однако в условиях, когда средняя стоимость "услуги" по незаконному вывозу контейнера с отходами в московском регионе составляет 10 тыс. рублей, штраф в размере от 1 тыс. до 2 тыс. рублей не обеспечивает должного профилактического воздействия на правонарушителей и не является стимулом для соблюдения ими требований законодательства.
В целях пресечения сброса отходов с транспортных средств и установления соразмерного наказания за совершение указанного правонарушения законопроектом предлагается следующее:
1. Ввести в статью 8.2 Кодекса новые составы административных правонарушений, за совершение которых предусмотреть повышенную ответственность по сравнению с частью 1 указанной статьи:
а) несоблюдение требований в области охраны окружающей среды, выразившееся в сбросе (выгрузке) из транспортного средства отходов производства и потребления вне объектов накопления и размещения отходов, иных специально отведенных мест (проектируемая часть 3.1);
б) те же действия, совершенные с использованием грузовых транспортных средств, прицепов, тракторов и других самоходных машин о (проектируемая часть 3.3).
2. Установить повышенную ответственность за повторное совершение соответствующих правонарушений (проектируемые части 3.2 и 3.4). В частности, за повторное совершение какого-либо из указанных правонарушений лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическими лицами предлагается применять конфискацию транспортного средства или иной техники, явившейся орудием совершения административного правонарушения.
3. Распространить действие проектируемых частей 3.1 - 3.4 статьи 8.2 на случаи сброса отходов с транспортных средств в лесах. С этой целью вносятся изменения в часть 2 статьи 8.31 Кодекса, исключающие из предусмотренного ею состава административного правонарушения указанные случаи.
4. Наделить полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных проектируемыми частями статьи 8.2 Кодекса, органы экологического надзора и органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (в пределах их полномочий в соответствии с лесным законодательством). Законопроектом также предлагается наделить должностных лиц органов внутренних дел (полиции) правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных проектируемыми частями 3.1 - 3.4 статьи 8.2 Кодекса в случае непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения либо обращения граждан и организаций.
5. Повысить административные штрафы, предусмотренные для граждан в частях 1-3 статьи 8.2 Кодекса.
Существенным нововведением, предложенным в законопроекте, является возможность фиксации административных правонарушений, предусмотренных проектируемыми частями 3.1 - 3.4 статьи 8.2 Кодекса, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
Предполагается, что сброс будет фиксироваться работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, размещенными в местах наиболее вероятного сброса ТКО (по аналогии с техническими средствами, фиксирующими правонарушения в сфере безопасности дорожного движения), а также специализированными фото-ловушками, автоматически срабатывающими при движении вблизи мест установки. Указанные технические средства могут использоваться в условиях низкой освещенности и в ночное время.
Применение автоматической фиксации в отношении правонарушений
в области обращения с отходами производства и потребления представляется необходимым в связи со сложностью выявления таких правонарушений,
а также с тем, что имеющимися силами инспекторского состава экологического надзора невозможно в круглосуточном режиме охватить все потенциальные места сброса отходов.
Использование средств автоматической фиксации позволит не только пресекать правонарушения, связанные со сбросом отходов, но также повысит эффективность реализации превентивной функции административной ответственности. При этом принцип неотвратимости наказания может быть реализован, в том числе, посредством периодической смены мест нахождения средств автоматической фиксации (чтобы правонарушители заранее не смогли проложить маршрут и осуществить сброс отходов в местах отсутствия таких средств).
Таким образом, применение средств автоматической фиксации может выступить в качестве эффективной предупредительной меры и обеспечить сокращение количества правонарушений в области обращения с отходами.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.