Досье на проект федерального закона
1. Общие характеристики проекта федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан во исполнение подпункта "е" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 13 октября 2016 г. N Пр-1970-ГС в целях установления административной ответственности за нарушение правил осуществления погрузочно-разгрузочных операций с судна на судно в отношении загрязняющих веществ во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, а также в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта
Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
По информации ФГУП "Росморпорт", объем рейдовой перевалки наливных грузов в морских портах Российской Федерации за 2020 год составил 99 435,2 тыс. тонн:
в порту Мурманск - 32 166,3 тыс. тонн;
в порту Новороссийск - 59 027,3 тыс. тонн;
в порту Кавказ - 8 166,5 тыс. тонн;
в порту Феодосия - 75,1 тыс. тонн.
За 5 месяцев 2021 г. объем рейдовой перевалки наливных грузов в морских портах Российской Федерации составил 41 328,2 тыс. тонн:
в порту Мурманск - 13 585,4 тыс. тонн;
в порту Новороссийск - 24 981 тыс. тонн;
в порту Кавказ - 2 704,5 тыс. тонн;
в порту Феодосия - 57,3 тыс. тонн наливных грузов.
В настоящее время имеют место случаи нерегулируемого осуществления погрузочно-разгрузочных операций с судна на судно загрязняющих веществ во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, а также в исключительной экономической зоне Российской Федерации за пределами акваторий морских портов, что создает угрозу аварийных ситуаций, а также загрязнения окружающей среды. Статья 194 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года (далее - Конвенция UNCLOS) позволяет государствам принимать меры, которые необходимы для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды из любого источника и направлены на уменьшение в максимально возможной степени в том числе загрязнения с судов, в частности меры по предотвращению аварий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по обеспечению безопасности работ на море, предотвращению преднамеренных и непреднамеренных сбросов.
В соответствии с подпунктом "b" пункта 1 статьи 56 Конвенции UNCLOS прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет юрисдикцию, предусмотренную в соответствующих положениях настоящей Конвенции, в отношении защиты и сохранения морской среды, что позволяет государству установить административную ответственность за нарушение установленных государством мер для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Наиболее опасными для морской среды являются попадающие в нее нефть и нефтепродукты.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено утверждение Правительством Российской Федерации правил осуществления погрузочно-разгрузочных операций с судна на судно в отношении загрязняющих веществ во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, а также в исключительной экономической зоне Российской Федерации (далее - Правила).
С учетом изложенного для обеспечения эффективного выполнения участниками соответствующей деятельности положений упомянутых Правил требуется введение административного наказания за их нарушение.
В целях установления административной ответственности за нарушение Правил предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
По информации из открытых источников, средняя стоимость перевалки нефти за тонну составляет на рейде с судна на судно 5 долларов (у причала 10 долларов).
Исходя из вышеуказанного объема рейдовой перевалки наливных грузов в морских портах Российской Федерации 99 435,2 тыс. тонн, годовая стоимость перевалки нефти составляет почти 500 млн. долларов.
Учитывая среднюю валовую вместимость судна (при перегрузке нефти на рейде), равную 10 000 тонн, за 2020 год совершено 10 000 операций.
Таким образом, доход от перевалки нефти за одну операцию в среднем составляет около 50 000 долларов, или 3,6 млн. руб. (при среднем курсе 72,3230 рубля за один доллар в 2020 году).
По информации ФГУП "Росморпорт", для танкера-накопителя "Владимир Мономах" валовой вместимостью 65 141 (брутто-регистровый тоннаж (БРТ)), осуществляющего грузовые операции на рейде морского порта Кавказ, размер портовых сборов составляет 1,45 млн. рублей (маячный, навигационный, транспортной безопасности и корабельный за заход и выход из порта).
На рейде морского порта Мурманск размещен стационарно танкер-накопитель "УМБА" валовой вместимостью 124 701 (БРТ).
Для танкера "Штурман Кошелев" валовой вместимостью 44 354 (БРТ), следующего из морского порта Сабетта для выгрузки груза на танкер-накопитель "УМБА", размер портовых сборов составляет 277 тыс. рублей, (лоцманский, маячный, навигационный, транспортной безопасности и корабельный за заход и выход из порта).
Для танкера "NS ANTARCTIC" валовой вместимостью 62 372 (БРТ), осуществляющего погрузку груза с танкера-накопителя "УМБА" и следующего в Европу, размер портовых сборов составляет 1,94 млн. рублей (лоцманский, маячный, навигационный, транспортной безопасности и корабельный за заход и выход из порта).
При этом для осуществления погрузочно-разгрузочных операций с судна на судно в отношении загрязняющих веществ за пределами акваторий морских портов проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусматривается применение сборов, что позволяет судовладельцам экономить на их уплате.
С учетом изложенного проектом федерального закона предлагаются обоснованные и сопоставимые с доходами размеры административных штрафов за нарушение правил осуществления погрузочно-разгрузочных операций на рейде (во внутренних морских водах и территориальном море на граждан 100 - 200 тыс. рублей, на должностных лиц 500 - 1000 тыс. рублей, на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - 5-10 млн. рублей).
При этом снижен размер штрафов за нарушение правил осуществления погрузочно-разгрузочных операций с судна на судно в отношении загрязняющих веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации, учитывая уведомительный характер осуществления такой деятельности (в исключительной экономической зоне на граждан - 50 - 100 тыс. рублей, на должностных лиц - 100 - 400 тыс. рублей, на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - от 500 - 1 000 тыс. рублей).
Также приказом Минприроды России от 13 февраля 2019 г. N 85 утверждена Методика расчета финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации (далее - Методика).
Методика предназначена для использования организациями, в том числе осуществляющими деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.
Финансовое обеспечение определяется в зависимости от уровня максимального расчетного объема нефти и нефтепродуктов для разлива.
По информации Росморречфлота, максимальный возможный объем разлива нефти при перевалке нефти в морском порту в настоящее время составляет 32400 куб. м (ООО "Ж" Волга", морской порт Мурманск).
Согласно расчетам, приведенным в Методике, для возможного объема разлива нефти при перевалке нефти в морском порту 32400 куб. м (ООО "ЛК" Волга", морской порт Мурманск) максимальный размер финансового обеспечения составит около 1,77 млрд. рублей.
По имеющейся в Росморречфлоте информации, 29 июня 2021 г. ООО "РИТЭК" подало заявление на проведение тренировочных учений перед утверждением Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти ООО "РИТЭК" при осуществлении грузовых работ на рейдовой перевалке нефти в период летней навигации (июль - октябрь) в Обской губе (далее - План ЛPH). В рамках Плана ЛPH рассматривается деятельность по перевалке нефтепродуктов за пределами морских портов в акватории Обской губы. Максимальный возможный разлив нефтепродуктов согласно Плану ЛРН - 5349,7 куб. м.
Согласно расчетам, приведенным в Методике, для возможного объема разлива нефтепродуктов за пределами морских портов 5349,7 куб. м максимальный размер финансового обеспечения составит около 434 млн. рублей.
Финансовое обеспечение в первоочередном порядке направляется на финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и включает возмещение вреда, причиненного окружающей среде.
Размеры штрафов ниже финансового обеспечения и предлагаются, исходя из принципа предотвращения соответствующего нарушения, так как возможные последствия от загрязнения морской среды во многих случаях не будут компенсироваться взимаемыми штрафами.
Проект федерального закона и размеры предлагаемых штрафов нацелены прежде всего на обеспечение безусловного выполнения установленных государством мер по защите окружающей (морской) среды, на обеспечение безопасности работ и в целом на предотвращение нарушения установленных требований при проведении погрузочно-разгрузочных операций с судна на судно в отношении загрязняющих веществ во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, а также в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект федерального закона не содержит требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с тем, что предлагаемое проектом федерального закона регулирование затрагивает интересы как российских, так и иностранных судов, и требует времени для доведения новых норм до всех заинтересованных сторон, а также для внесения соответствующих изменений в системы управления безопасностью судоходных компаний, проект федерального закона предусматривает особый порядок его вступления в силу, а именно вступление проекта федерального закона в силу с 1 марта 2022 г.
3. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие проекта федерального закона не предполагает увеличения численности, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Новое регулирование позволит обеспечить безопасность мореплавания и защиту морской среды от загрязнения при осуществлении погрузочно-разгрузочных операций с судна на судно загрязняющих веществ во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, а также в исключительной экономической зоне Российской Федерации за границами акваторий морских портов.
Принятие проекта федерального закона не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
4. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие проекта федерального закона не предполагает изменений и дополнений полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления и изменения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.