Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1247655-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" предусматривает дополнение статей 11.10, 39.11, 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации положениями, устанавливающими право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, принять решение об отказе в предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации.
До 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, согласно частям 29, 30 и 31 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вправе были принять решения:
об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в принятии решения о проведении аукциона, предусмотренными пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;
об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В рамках реализации указанных положений законодательством субъектов Российской Федерации, в том числе Нижегородской области, были предусмотрены дополнительные основания для отказа в принятии до 1 января 2020 года уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления отдельных решений, указанных в частях 29, 30 и 31 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
К примеру, дополнительными основаниями для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, не учтенными в Земельном кодексе Российской Федерации, Законом Нижегородской области от 13 декабря 2005 года N 192-3 "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" были определены:
наличие акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка;
расположение границ здания, сооружения полностью или частично за пределами границ земельного участка;
пересечение границ земельного участка с границами иных земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет;
наличие обеспечительных мер, наложенных в отношении земельного участка, здания, сооружения, расположенного на испрашиваемом земельном участке, и (или) прав пользования на указанные объекты недвижимости.
Установленные на региональном уровне дополнительные основания для отказа были обоснованны, аргументированы и активно применялись органами государственной власти и органами местного самоуправления на территории Нижегородской области. По данному вопросу сложилась практика арбитражных судов по делам о признании незаконными решений уполномоченных органов об отказе в предоставлении земельных участков.
В ходе рассмотрения дел устанавливалась законность отказов по дополнительным основаниям, предусмотренным законами субъектов Российской Федерации, в том числе Законом Нижегородской области от 13 декабря 2005 года N 192-3 "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" (дела N А43-15084/2017, N А43-53537/2019, N А40-103363/17, N А40-119420/2018).
В настоящее время отсутствие указанных дополнительных оснований для отказа создает проблемы в правоприменительной практике. Так, статьей 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) установлены основания приостановления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав. В число таких оснований приостановления входят случаи, когда:
границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 части 1 статьи 26 и частями 1 и 2 статьи 60.2 Закона о государственной регистрации);
в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
ранее представлены документы на государственную регистрацию другой сделки с этим же объектом недвижимости или перехода, ограничения права либо обременения объекта недвижимости и по данным документам решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации не принято.
Статьей 27 Закона о государственной регистрации установлено, что в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав.
Согласно Закону о государственной регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Отсутствие после 1 января 2020 года в действующем законодательстве дополнительных оснований для отказа, ранее предусмотренных в законах субъектов Российской Федерации, влечет за собой в соответствующих случаях предоставление заявителю земельного участка, на который осуществить государственную регистрацию права в Росреестре не представляется возможным в силу положений статьи 26 Закона о государственной регистрации.
Осуществление субъектом Российской Федерации самостоятельного законодательного регулирования в целях решения указанной проблемы не представляется возможным ввиду того, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако статьей 73 Конституции Российской Федерации установлено, что субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Таким образом, группа вопросов ведения субъектов Российской Федерации включает в себя те вопросы ведения, которые не включены в перечень статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона устранит существующую проблему и повысит эффективность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.