Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1247651-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части расширения форм и механизмов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа)"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время государственные гарантии жилищных прав детей-сирот и лиц из их числа (далее - дети-сироты) установлены статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ). Реализация государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В специализированные жилищные фонды субъектов Российской Федерации должны быть включены соответствующие жилые помещения, приобретенные в государственную собственность на торгах в установленном контрактным законодательством порядке либо путем строительства.
Однако сегодня имеется ряд объективных причин, актуальных для всех регионов, в том числе и для Алтайского края, препятствующих оперативному пополнению специализированного жилищного фонда:
1) минимальная активность продавцов на рынке недвижимости, обусловленная нежеланием участвовать в конкурсных процедурах в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вносить обеспечение, оформлять электронно-цифровую подпись, длительное время ожидать окончательную оплату за проданное жилье и пр.);
2) сложности формирования начальной максимальной цены контракта, поскольку не на всех территориях одномоментно имеется минимум три предложения по продаже, из которых может быть определено среднее значение для объявление аукциона;
3) отсутствие интереса застройщиков в участии на торгах, так как проектировать жилые помещения необходимо в соответствии с требованиями для предоставления детям-сиротам (например, соблюдение пункта 5.7 СП 54.13330);
4) участие в долевом строительстве с использованием счетов эскроу с привлечением средств федерального бюджета затруднительно, поскольку такое строительство в большинстве случаев рассчитано на несколько лет, в отличие от периодов действия лимитов бюджетных ассигнований;
5) 25-процентное ограничение на один дом по заселению детей-сирот исключает возможность строительства домов, полностью предусмотренных для этой категории граждан, в рамках государственных инвестиционных программ.
В Алтайском крае по состоянию на 14 июля 2021 года право на предоставление жилых помещений возникло у 5967 детей-сирот, включая 1419 человек, в отношении которых имеются решения судов об обязании предоставить им жилые помещения.
Предлагаемый проект федерального закона (далее - законопроект) подготовлен в целях расширения форм обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, достигших возраста 23 лет (далее - получатель сертификата). Законопроектом предлагается закрепить на федеральном уровне в качестве альтернативы предоставлению жилого помещения детям-сиротам предоставление денежной выплаты на приобретение жилья в собственность получателей сертификатов.
В этих целях предлагается расширить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, дополнив соответствующей формулировкой подпункт 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Предлагаемый законопроектом механизм планируется реализовать за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных субъектом Российской Федерации на соответствующий год, а также за счет субсидии, выделяемой из федерального бюджета, рассчитанной в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
На сегодняшний день в нескольких субъектах Российской Федерации принято законодательство, регулирующее предоставление сертификатов детям-сиротам. При этом установленный данным законодательством правовой механизм различен (условия предоставления сертификата, возраст получателя сертификата, формы сертификата, срока его действия и другие правила). В связи с этим законопроектом предлагается также закрепить право субъектов на установление собственного порядка, но с применением единого для всех требования к возрасту получателей сертификата - достижение 23 лет.
Формирование размера стоимости сертификата предлагается установить исходя из социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина в размере 33 кв. метров, если законом субъекта Российской Федерации не установлена иная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, и норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти на соответствующее полугодие, и который действует на дату выдачи сертификата.
Законопроектом также дополняется пункт 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, устанавливающий основания для исключения детей-сирот из соответствующего списка.
В целях предотвращения совершения мошеннических действий непосредственно самими получателем сертификата или третьими лицами законопроектом устанавливается ограничение права собственности на принадлежащую заявителю долю в жилом помещении, приобретенном с использованием средств государственного жилищного сертификата субъекта Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части расширения форм и механизмов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части расширения форм и механизмов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа) не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части расширения форм и механизмов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части расширения форм и механизмов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа)" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации";
приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 1 июня 2021 года N П/0241 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.