Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1249055-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан Минэнерго России во исполнение решения Президента Российской Федерации, предусмотренного протоколом оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 9 июля 2020 г., утвержденного Президентом Российской Федерации от 20 июля 2020 г. N Пр-1121 (далее - решение N Пр-1121).
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в следующие федеральные законы:
Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Закон N 256-ФЗ);
Федеральный закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
Федеральный закон "О поставках продукции для федеральных государственных нужд";
Федеральный закон "О ведомственной охране";
Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Законопроект направлен на:
1) уточнение субъектов, имеющих право охранять объекты топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) высокой и средней категории опасности и ужесточение требований к частным охранным организациям, которые вправе охранять объекты ТЭК высокой и средней категории опасности;
2) установление возможности отдельных субъектов ТЭК учреждать частные охранные организации для обеспечения физической защиты принадлежащих им и (или) их дочерним (зависимым) обществам объектов топливно-энергетического комплекса;
2) совершенствование нормативного правового регулирования вопросов, связанных с обеспечением безопасности объектов ТЭК, посредством устранения внутренних противоречий законодательства о безопасности объектов ТЭК, согласование его некоторых положений с нормами смежного законодательства.
Законопроект разграничивает применение Закона N 256-ФЗ и Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ), предусматривая, что обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов ТЭК:
1) осуществляется в соответствии с требованиями Закона N 256-ФЗ, если объекты транспортной инфраструктуры обеспечивают функционирование объектов ТЭК;
2) осуществляется в соответствии с требованиями Закона N 16-ФЗ, если объекты транспортной инфраструктуры не обеспечивают функционирование объектов ТЭК.
Данная проектируемая норма позволит решить существующую проблему двойного правоприменения Закона N 256-ФЗ и Закона N 16-ФЗ в части обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивающих функционирование объектов ТЭК.
В частности, изменения касаются ситуации, когда построенные субъектами ТЭК автомобильные и железные дороги и иные объекты транспортной инфраструктуры, находящиеся на территории объектов ТЭК, не являются объектами общего пользования, эксплуатируются субъектами ТЭК исключительно для собственных технологических нужд и выполнения основной производственной деятельности (добыча нефти, газа, др.). При этом не затрагиваются интересы сторонних лиц (перевозчиков), транспортные услуги на данных объектах транспортной инфраструктуры сторонним лицам не оказываются.
Одновременно, в целях исполнения решения N Пр-1121 предлагается предусмотреть право отдельных субъектов ТЭК по решению Правительства Российской Федерации учреждать "корпоративные" частные охранные организации, а также урегулировать вопрос определения субъектов охраны объектов ТЭК, которым по результатам категорирования присвоена средняя или высокая категории опасности.
Законопроектом предусматривается, что доля субъекта ТЭК в уставном капитале "корпоративной" частной охранной организации не может быть менее 50%. Указанное положение позволит минимизировать необходимость создания непрофильных для компаний ТЭК активов.
Правовое регулирование направлено на усиление мер по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК.
В законопроекте обозначены следующие субъекты охраны объектов ТЭК, которым по результатам категорирования присвоена низкая, средняя или высокая категории опасности:
1) объекты ТЭК высокой категории опасности вправе охранять:
а) подразделения и (или) организации Росгвардии;
б) ведомственные охраны, созданные субъектами топливно-энергетического комплекса, указанными в статье 9.1 Закона N 256-ФЗ;
в) частные охранные организации, учрежденные отдельными субъектами ТЭК;
2) объекты ТЭК средней категории опасности вправе охранять:
а) подразделения и (или) организации Росгвардии;
б) ведомственные охраны, созданные субъектами ТЭК, указанными в статье 9.1 Закона N 256-ФЗ;
в) частные охранные организации, учрежденные отдельными субъектами ТЭК;
г) частные охранные организации, соответствующие специальным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации;
3) объекты ТЭК низкой категории опасности вправе охранять:
а) подразделения и (или) организации Росгвардии;
б) ведомственные охраны, созданные субъектами топливно-энергетического комплекса, указанными в статье 9.1 Закона N 256-ФЗ;
в) частные охранные организации, учрежденные отдельными субъектами ТЭК;
г) частные охранные организации, соответствующие специальным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации;
д) иные частные охранные организации.
Данная норма развивает положение части 4 статьи 9 Закона N 256-ФЗ, согласно которому определено, что привлечение тех или иных охранных подразделений (организаций) к обеспечению физической защиты объекта ТЭК находится в зависимости от категории объекта.
Статью 8 Закона N 256-ФЗ предлагается дополнить положением об установлении Правительством Российской Федерации формы, порядка составления и актуализации паспорта, исключив из Закона N 256-ФЗ приложение, определяющее форму и содержание паспорта безопасности объекта ТЭК.
В целях профилактики и предотвращения преступлений на объектах ТЭК, а. также проверки лиц, привлекаемых к трудовой деятельности, непосредственно связанной с обеспечением безопасности объектов ТЭК, и в соответствии с решениями выездного совещания Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации 25 февраля 2015 г. законопроект дополняет перечень условий отказа в допуске к указанной работе лицам, предоставившим подложные документы при приеме на работу и иностранным гражданам.
Законопроектом предусмотрены особенности вступления его в силу, обусловленные сроками, необходимыми для учреждения отдельными субъектами ТЭК частных охранных организаций.
Изменения, предлагаемые в части вторую - четвертую статьи 8 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране", направлены на уточнение объектов, защиту которых обеспечивает ведомственная охрана ПАО "Газпром", ПАО "Транснефть" и ПАО "НК "Роснефть", а также на уточнение организационной структуры ведомственной охраны ПАО "Транснефть".
В статью 4.1 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" вносятся корреспондирующие изменения в целях недопущения противоречия проектируемых положений законопроекта с указанной нормой.
Законопроектом предлагается отнести к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, деятельность по проведению анализа уязвимости объектов ТЭК, оценке социально-экономических последствий совершения на объектах террористических актов при проведении категорирования объектов, проведению оценки системы физической защиты объектов, а также деятельность по физической защите объектов ТЭК от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" он не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований устанавливаемых в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов (территорий), деятельности подразделений охраны, частной охранной деятельности и частной детективной деятельности.
В целом законопроект направлен на безусловное обеспечение требуемого уровня защищенности объектов ТЭК от актов незаконного вмешательства в соответствии с Доктриной энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. N 216, а также иными программными документами Российской Федерации.
Законопроект не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (г. Астана - 29 мая 2015 г.), а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых расходов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, изменения, приостановления или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
Срок подготовки - в течение девяноста дней со дня официального опубликования указанного федерального закона;
исполнитель - Минэнерго России;
соисполнитель - Росгвардия.
2. Постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 460 "Об утверждении Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса", в части дополнения его положениями о порядке составления паспорта безопасности, а также приложением, определяющим форму и содержание паспорта безопасности объекта ТЭК.
Срок подготовки - в течение девяноста дней со дня официального опубликования указанного федерального закона;
исполнитель - Минэнерго России.
3. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня сведений, предоставляемый лицом при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и о порядке проверки сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, или выполняющих такую работу".
Срок подготовки - в течение девяноста дней со дня официального опубликования указанного федерального закона;
исполнитель - Минэнерго России, ФСБ России.
4. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении специальных требований к частным охранным организациям, осуществляющим физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса, которым по результатам категорирования присвоена средняя категория опасности".
Срок подготовки - в течение девяноста дней со дня официального опубликования указанного федерального закона;
исполнитель - Минэнерго России;
соисполнитель - Росгвардия, ФСБ России.
5. Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке проведения анализа уязвимости объекта топливно-энергетического комплекса, оценки социально-экономических последствий совершения на объекте террористического акта при проведении категорирования объекта, проведения оценки системы физической защиты объекта".
Срок подготовки - в течение девяноста дней со дня официального опубликования указанного федерального закона;
исполнитель - Минэнерго России;
соисполнители - Росгвардия, ФСБ России, МВД России, МЧС России.
6. Постановление Правительства Российской Федерации "О предоставлении отдельным субъектам топливно-энергетического комплекса права на учреждение частной охранной организации для обеспечения физической защиты принадлежащих им и (или) их дочерним (зависимым) обществам объектов топливно-энергетического комплекса".
Срок подготовки - в течение девяноста дней со дня официального опубликования указанного федерального закона;
исполнитель - Минэнерго России;
соисполнители - Росгвардия, ФСБ России.
7. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении формы обращения и перечня документов, направляемых субъектом топливно-энергетического комплекса в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере топливно-энергетического комплекса, для подготовки решения Правительства Российской Федерации о предоставлении отдельным субъектам топливно-энергетического комплекса права на учреждение частной охранной организации".
Срок подготовки - в течение девяноста дней со дня официального опубликования указанного федерального закона;
исполнитель - Минэнерго России;
соисполнители - Росгвардия, ФСБ России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.