Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1249733-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части проведения государственной итоговой аттестации и добровольности единого государственного экзамена"
Досье на проект федерального закона
При введении единого государственного экзамена провозглашались следующие цели:
объединение процедуры государственной итоговой аттестации, завершающей освоение основной образовательной программы среднего общего образования, и процедуры вступительных испытаний при поступлении в высшие учебные заведения;
облегчение поступления абитуриентам из регионов России, малых городов и сел в высшие учебные заведения, в том числе в ведущие университеты;
снижение коррупции при приеме в вузы в результате независимой и объективной конкурсной процедуры.
В части расширения доступа абитуриентов в ведущие вузы Москвы, Санкт-Петербурга и других университетских городов цель достигнута. Однако при отсутствии стимулов выпускники вузов в регионы России, как правило, не возвращаются, что обедняет интеллектуальный потенциал этих регионов.
Кроме того, по данным социологов, 70 процентов всех абитуриентов готовятся к ЕГЭ при помощи репетиторов. При этом семьи с высокими доходами тратят на эти цели примерно в пять раз больше средств, чем семьи с низкими доходами. Другими словами, обеспечивая боле высокую академическую мобильность, единый госэкзамен увеличивает неравенство образовательных возможностей в зависимости от социального положения семей.
Ввиду высокой экономической и социальной цены ЕГЭ, большинство учащихся старших классов концентрируются исключительно на изучении тех предметов, по которым намереваются сдавать единый государственный экзамен при поступлении в вузы.
Это приводит к функциональной неграмотности молодежи в отношении остальных предметов и к разрушению системы базового школьного образования в целом. Согласно социологическим исследованиям, около трети опрошенных молодых граждан страны соглашаются с утверждением о том, что Солнце - это спутник Земли. Примерно столько же - с утверждением о том, что гены есть лишь у геномодифицированных растений. 44 процента согласны с тем, что вся радиоактивность на Земле искусственного происхождения...
Еще хуже, по данным социологов, уровень исторического образования молодежи: большинство не знает союзников и противников России и СССР в первой и второй мировых войнах (за исключением Гитлера), около половины полагает, что в 1917 году царя свергли большевики...
По мнению экспертов, даже при улучшении системы контрольно-измерительных материалов формализованный экзамен, особенно по гуманитарным предметам, приводит к формированию несистемного, фрагментарного, "клипового" мышления.
Стремясь уклониться от сдачи ЕГЭ, около 55 процентов всех выпускников девятых классов идут не в старшую школу, но в систему профессионального образования. В результате многие сельские школы переводятся в разряд основных, что провоцирует отъезд квалифицированных кадров из села в районные центры или города и наносит прямой ущерб развитию сельского хозяйства.
Концентрация старшеклассников на проблемах сдачи ЕГЭ подрывает возможности реализации программ воспитания, в том числе нравственного, гражданского и патриотического.
В этой связи настоящим законопроектом предлагается следующее.
1. Устанавливается, что государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена по желанию обучающегося. Если же такое желание отсутствует, государственная итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.
2. Вводится обязательный экзамен не только по русскому языку и математике, но и по литературе как главному средству нравственного воспитания в школе, а также одному из главных средств воспитания гражданского и патриотического. При этом по выбору учащегося экзамен по литературе возможен либо в форме сочинения, либо в устной форме.
3. Федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулированию в сфере общего образования, предоставляется право вводить обязательные экзамены по иным предметам, например, по одной из естественных наук.
4. Предлагается при проведении единого госэкзамена по истории и предметам образовательной области "Обществознание" в обязательном порядке включать устную часть.
5. Предлагается сделать ЕГЭ лишь одной из форм конкурсных испытаний при приеме в высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и специалитета наряду с вступительными испытаниями, проводимыми образовательной организацией самостоятельно. При этом право выбора формы вступительных испытаний должно принадлежать абитуриентам, в том числе иностранным гражданам, гражданам со средним профессиональным или высшим образованием.
Согласно последним социологическим опросам, около 70 процентов граждан России выступают против обязательного единого государственного экзамена. Большинство граждан готовы согласиться с ЕГЭ при его проведении исключительно на добровольной основе.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части проведения государственной итоговой аттестации и добровольности единого государственного экзамена"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части проведения государственной итоговой аттестации и добровольности единого государственного экзамена" не требует расходов из федерального бюджета и не влечет изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части проведения государственной итоговой аттестации и добровольности единого государственного экзамена"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части проведения государственной итоговой аттестации и добровольности единого государственного экзамена" не потребует признания утратившими силу, приостановления изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.