Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1252387-7 "О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 1 статьи 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией, могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянного проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.
При этом заявление о признании носителем русского языка может подать иностранный гражданин, временно пребывающий или проживающий в Российской Федерации. Для признания носителем русского языка иностранный гражданин или лицо без гражданства должен обратиться с заявлением в соответствующий территориальный орган МВД России. Однако, поскольку присвоение такого статуса более актуально для соотечественников, проживающих за рубежом, такая процедура во многих случаях требует дополнительных затрат, а иногда и вовсе оказывается невозможной.
Упрощение механизма получения статуса носителя русского языка, который, в свою очередь, дает правовое основание для получения вида на жительство и приобретения российского гражданства в упрощенном порядке, должно быть доступным по месту жительства граждан за пределами Российской Федерации, а именно в посольствах и консульствах тех стран, в которых проживают российские соотечественники.
Особое значение получения статуса носителя русского языка имеет для жителей Украины и Белоруссии. Русский, украинский и белорусский языки составляют единую восточнославянскую языковую группу и исторически происходят из одного языка - древнерусского. У них имеется значительный общий лексический фон в результате общего происхождения и параллельного развития, благодаря чему владеющие украинским и белорусским языками, как правило, знают и русский.
Кроме того, такая возможность для граждан Украины - получить статус носителя русского языка - по желанию, без наличия каких-либо формальных оснований в условиях антироссийской политики в этой стране приобретает особую актуальность.
Сохранение и популяризация русского языка и культуры не раз обозначалась Президентом России В.В. Путиным как один из главных приоритетов в международной политике. При этом огромная общность российских соотечественников по всему миру представляет собой единый Русский мир, который объединил тех, кто духовно связан с Россией и считают себя носителями русского языка, истории и культуры.
Кроме того, Президент неоднократно отмечал важность притока новых граждан в РФ, прежде всего за счет зарубежных соотечественников. Это будет способствовать повышению рождаемости в стране, притоку трудоспособного населения и развитию экономики.
Возможность быть признанным носителем русского языка должна быть у всех русскоязычных соотечественников независимо от места их рождения и территории их проживания.
В связи с этим проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 33.1 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" предлагается дать возможность иностранным гражданам, проживающим за пределами Российской Федерации, быть признанными носителями русского языка, в случае если данные лица являются соотечественниками.
При этом предполагается, что порядок подачи таких заявлений определяется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных законов исполнительной власти, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" потребует:
1. Внесения изменений в Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.