Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1254701-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 года N 733, в качестве одной из приоритетных задач определяет совершенствование системы профилактики немедицинского потребления наркотических средств.
Основной целью профилактики немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ является сокращение масштабов их потребления, а также формирование негативного отношения к незаконному обороту, потреблению наркотических средств, психотропных веществ и существенное снижение спроса на них.
Статьей 40 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующую общие правила назначения административного наказания.
Указанная норма была дополнена частью 2.1, предоставляющей судье право при назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах возложить на лицо, признанное больным наркоманией либо потребляющее наркотические средства или психотропные вещества рез назначения врача, обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
Например, обязанности, предусмотренные частью 2.1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут быть возложены за совершение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконными Приобретением, хранением, перевозкой растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (статья 6.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (статья 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), аналогичными действиями, совершенными в общественных местах (часть 2 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), и др.
Таким образом, при рассмотрении вышеуказанной категории дел судья решает вопрос о возможности возложения на виновное лицо дополнительной обязанности: пройти диагностику, или профилактические мероприятия, или лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
В 2020 году судами общей юрисдикции Республики Татарстан по статьям 6.8, 6.9, 6.9.1, части 2 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрено 9708 дел, по результатам рассмотрения которых к наказанию в виде административного ареста привлечено 6422 лица, административный штраф назначен 2438 лицам.
По результатам рассмотрения указанной категории дел дополнительная обязанность, предусмотренная частью 2.1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возложена на 3549 нарушителей (36,5% от общего количества дел), в 2019 году такая процедура применена по 4218 делам (44,9% от общего числа дел).
Проведенный анализ дает основания полагать, что возложение на лицо, признанное больным наркоманией либо потребляющее наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию при рассмотрении указанной категории дел целесообразно применять в каждом случае.
Важно отметить, что реализация полномочий суда на применение к правонарушителю таких мер способствует превенции повторных нарушений, а постановка на учет в связи с потреблением наркотических средств влечет наложение социальных ограничений, связанных с получением гражданского оружия, водительского удостоверения, статуса частного охранника и детектива, снижая возможные негативные риски для безопасности общества и государства.
Статьей 6.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за уклонение от указанной обязанности в случаях, если лицо не посещает или самовольно покинуло медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации либо не выполнило более двух раз предписания лечащего врача.
Санкция указанной статьи предусматривает административный штраф в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток. Других правовых рычагов побуждения лица к выполнению указанной обязанности законом не предусмотрено.
В рамках осуществления контроля за исполнением гражданами возложенной на них судом обязанности пройти диагностику, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств в 2020 году органами внутренних дел по Республике Татарстан заведено 2486 учетных дел (всего в производстве находилось 7267 учетных дел). Решение суда по прохождению лечения исполнило 1271 лицо. Проходят лечение в медицинских учреждениях 1769 лиц.
За неисполнение возложенных обязанностей по статье 6.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлено 1560 административных протоколов в отношении 1102 "уклонистов". За 4 месяца 2021 года по Республике Татарстан заведено 596 учетных дел (всего в производстве находилось 7451 дело). Решение суда по прохождению лечения исполнили 383 лица. Проходит лечение в медицинских учреждениях 1771 лицо. За неисполнение возложенных обязанностей по статье 6.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлено 694 протокола в отношении 551 "уклониста".
За 4 месяца 2021 года к административной ответственности повторно за уклонение от лечения по статье 6.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечены 153 лица (в 2020 году - 458).
Учитывая потенциальную общественную опасность лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков, целесообразно усилить ответственность за сознательное систематическое уклонение от исполнения возложенной судом обязанности.
В связи с этим предлагается дополнить статью 6.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новой частью 2, предусматривающей привлечение к ответственности за повторное в течение года совершение указанного административного правонарушения.
По результатам рассмотрения 2498 дел об административных правонарушениях, где применено наказание в виде штрафа, общая сумма наложенных взысканий составила 10 112 400 рублей, добровольно либо принудительно взыскано только 2 611 050 рублей, возбуждено 1395 исполнительных производств на сумму более 6 млн. рублей.
Фактически удельный вес оплаченных штрафов составляет только 26%.
Всего в подразделениях УФССП России по Республике Татарстан по состоянию на 1 января 2021 года на исполнении находилось почти 3 тысячи исполнительных производств на сумму 12 млн. 637 тыс. рублей, при этом фактическим исполнением окончено только 435 исполнительных производств на сумму 1 млн. 879 тыс. рублей, то есть менее 15% от общей суммы наложенных штрафов.
Таким образом, применение административной ответственности в виде штрафа зачастую остается малоэффективным и не достигает целей законодательства об административных правонарушениях.
В связи с этим считаем целесообразным дополнить перечень наказаний, применяемых за правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, 6.9.1, частью 2 статьи 20.20, статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказанием в виде обязательных работ, что также способствовало бы исправлению нарушителя.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.