Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1254704-7 "О внесении изменений в статьи 7 и 17 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 17 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - законопроект) разработан в целях обеспечения социальной поддержки, защиты прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС).
Действующим уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации предусмотрено, что при отсутствии паспорта, трудовой книжки и пенсионного удостоверения в личном деле осужденного, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация исправительного учреждения заблаговременно принимает меры по их получению. В случае необходимости получения нового паспорта расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного. Если у осужденного отсутствуют средства на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства (часть четвертая статьи 173 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Однако в отношении подозреваемых и обвиняемых, находящихся под стражей, у администрации следственных изоляторов УИС такой обязанности не предусмотрено, в связи с чем у многих подозреваемых и обвиняемых возникают определенные трудности в реализации прав, гарантированных государством.
Так, отсутствие у подозреваемого или обвиняемого паспорта гражданина Российской Федерации лишает его возможности прохождения процедуры установления (подтверждения) инвалидности, заключения брака, участия в гражданско-правовых сделках и т.д.
По информации ФСИН России, согласно ежеквартальной форме статистической отчетности ФСИН-22 "Сведения о документировании осужденных паспортом гражданина Российской Федерации" в 2020 году осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях УИС, оформлено 41863 паспорта гражданина Российской Федерации, из них за счет бюджетных средств - 29707 паспортов (или 71%) и 12156 паспортов (29%) за счет средств, находящихся на лицевых счетах осужденных.
14749 паспортов (или 35% от общего количества оформленных паспортов) оформлено в связи с заменой по достижении осужденными определенного законом возраста.
В целях истребования паспортов и приобщения их к личным делам осужденных администрацией исправительных учреждений в подразделения органов внутренних дел, следственные органы и суды, изымавшие паспорта, в 2020 году направлено 9062 обращения (в 2019 году - 11546), по которым получено 1830 паспортов, что составляет 20,2% от общего числа направленных запросов (в 2019 году - 1403 паспорта, или 12,2%).
На 1 января 2021 г. в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора при исправительных учреждениях УИС, содержалось 104220 чел.
По дополнительно полученным из территориальных органов ФСИН России оперативным данным, в личных делах 26697 лиц (25,6%), содержащихся под стражей, отсутствует паспорт гражданина Российской Федерации, 8924 чел. заявили об утрате паспорта.
Количество лиц, содержащихся под стражей, в личных делах которых находится паспорт, подлежащий замене, составляет 1324 чел., 150 чел. не оформляли паспорт.
За 2020 год количество лиц, вновь поступивших в СИЗО, составило 197159 чел., а количество освобожденных в период следствия и судебного разбирательства - 25812 чел., или 13,1%.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается внести изменение в Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ), в соответствии с которым подозреваемые и обвиняемые, находящиеся под стражей, имеют право подавать через администрацию следственного изолятора заявление о выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации с приложением всех необходимых документов. Администрация следственного изолятора осуществляет прием указанных заявления и документов и их направление в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Оформленный паспорт передается администрации и приобщается к личному делу подозреваемого, обвиняемого. В случае отсутствия денежных средств на лицевых счетах подозреваемых и обвиняемых расходы, связанные с выдачей (заменой) паспорта, осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, учитывая замечания, высказанные помощником Президента Российской Федерации А.А. Серышевым, законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 7 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ, в соответствии с которыми устанавливается обязанность лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, изымать у подозреваемого, обвиняемого при наличии паспорт (при его наличии) и (или) иной документ, удостоверяющий личность гражданина, и приобщать его к личному делу. При освобождении из-под стражи паспорт (при его наличии) и (или) иной документ, удостоверяющий личность гражданина, возвращается гражданину.
Принимая во внимание, что в связи с принятием законопроекта потребуется внесение изменений в приказ МВД России от 16 ноября 2020 г. N 773 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", законопроектом предусмотрена отлагательная норма вступления в силу.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 17 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
На 1 января 2021 г. в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС), содержалось 104 220 чел.
По дополнительно полученным из территориальных органов ФСИН России оперативным данным, в личных делах 26 697 лиц (25,6%), содержащихся под стражей, отсутствовал паспорт гражданина Российской Федерации, 8924 чел. заявили об утрате паспорта.
Количество лиц, содержащихся под стражей, в личных делах которых находится паспорт, подлежащий замене, составляло 1324 чел., 150 чел. не оформляли паспорт.
В соответствии со статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за выдачу паспорта уплачивается в размере 0,3 тыс. рублей, за выдачу паспорта взамен утраченного или пришедшего в негодность -1,5 тыс. рублей.
Стоимость изготовления фотографий на паспорт в среднем по Российской Федерации в 2019 году составила 0,2 тыс. рублей.
Согласно ведомственным нормативным правовым актам, регламентирующим прием и содержание подозреваемых, обвиняемых в следственных изоляторах, фотографирование указанной категории лиц производится персоналом учреждения для оформления внутренних учетных документов (фото в анфас и в профиль, размером 45x60 мм или 60x90 мм, в черно-белом исполнении, на простой офисной бумаге). Распечатка фотографий осуществляется на обычных черно-белых принтерах. Выделение денежных средств для приобретения специальной фотобумаги, цветных фотопринтеров не предусмотрено.
Качество данных фотографий не соответствует требованиям пункта 36 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 16 ноября 2020 г. N 773 (далее - Административный регламент), по формату 35x45 мм, толщине и плотности фотоотпечатка, размеру изображения овала лица, одежде и фону.
Учитывая изложенное, возникает потребность в дополнительном выделении бюджетных ассигнований на заключение договоров со специализированными организациями (лицами), имеющими соответствующую лицензию и оказывающими фотоуслуги на документальную фотосъемку, которая обусловлена отсутствием технической возможности и оснащенности специальным оборудованием следственных изоляторов, а также необходимостью обеспечить предоставление в компетентный орган внутренних дел в сфере миграции обязательных документов для получения паспорта в соответствии с Административным регламентом. Согласно нормативным правовым актам, регламентирующим прием и содержание лиц в следственных изоляторах УИС, их фотографирование производится фотографом-дактилоскопистом (анфас и профиль) для оформления внутренних учетных документов. Для обеспечения предоставления необходимых документов в компетентный орган внутренних дел в сфере миграции для оформления паспорта администрацией исправительных учреждений УИС заключаются договоры со специализированными организациями, оказывающими фотоуслуги на документальную фотосъемку.
Дополнительная потребность ФСИН России на реализацию положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 17 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - законопроект), составляет 20 627,0 тыс. рублей.
Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" бюджетные ассигнования на расходы, необходимые для реализации положений законопроекта, предусмотрены.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 17 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 17 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 17 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 17 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон) потребует внесения изменений в приказ МВД России от 16 ноября 2020 г. N 773 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" в части определения механизма документирования паспортами лиц, находящихся под стражей в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Головной исполнитель - МВД России, соисполнители - Минюст России, ФСИН России.
Срок подготовки - по истечении 180 дней со дня подписания Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.