Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1254708-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается установить самостоятельную уголовную ответственность за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению насилия в отношении граждан и (или) нанесение вреда собственному здоровью путем публичного распространения информации, оказывающей деструктивное воздействие либо создающей угрозу деструктивного воздействия на граждан с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет").
В настоящее время законодательством Российской Федерации не предусмотрена ответственность за размещение в сети "Интернет" материалов, информации, пропагандирующих вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения при отсутствии призыва к совершению терактов (так называемые движения "Schoolshoting", "Колумбайн" и др.), с описанием и оправданием таких деяний либо информации, призывающей к нанесению себе телесных повреждений без суицидальных намерений (движение "Self Harm").
Общественная опасность размещения указанной информации не вызывает сомнений. Склонение к насилию, героизация лиц, совершивших преступления, призывы к нанесению вреда собственному здоровью несут угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, в первую очередь детей, их нравственному здоровью.
Правоохранительными органами в Республике Татарстан на постоянной основе проводится комплекс оперативно-профилактических мероприятий, направленных на выявление такого контента в сети "Интернет".
Однако полномочия сотрудников полиции при работе с лицами, размещающими такую информацию, ограничены проведением профилактической беседы и . получением объяснения. После профилактических мероприятий данные лица, осознавая свою безнаказанность, беспрепятственно продолжают свою деятельность, создавая, к примеру, новую группу или сообщество. При этом большинство из них на момент идентификации являются совершеннолетними.
В связи с этим законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс РФ статьей 207.3, устанавливающей уголовную ответственность для организаторов неформальных сообществ, деятельность которых сопряжена с побуждением, прежде всего детей, к совершению насилия, причинению вреда собственному здоровью. Своевременное пресечение преступной деятельности организаторов имеет целью упреждение и недопущение наступления общественно опасных последствий. В целях превентивного реагирования законопроектом предлагается ввести уголовную ответственность, когда еще отсутствует конкретная жертва преступления, но имеются все признаки склонения лица, находящегося под влиянием преступного воздействия, к совершению преступления или причинения себе вреда.
Под информацией, оказывающей деструктивное воздействие на граждан, понимаются любые фото-, видео-, аудиоматериалы, словесное описание, основным содержанием которых является применение насилия в отношении граждан (групп граждан) и (или) призывающих к нанесению вреда собственному здоровью либо о признании таковых действий правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.
Квалифицирующим признаком (часть вторая проектируемой статьи 207.3) является совершение деяний, указанных в части первой, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекших причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия.
Законопроектом предусматриваются корреспондирующие изменения в статьи 31, 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части, касающейся отнесения подсудности и подследственности по указанным категориям уголовных дел.
Внесение предложенных изменений в законодательные акты Российской Федерации, на наш взгляд, позволит сократить распространение деструктивного контента в сети "Интернет", а в случае его выявления принимать исчерпывающие меры по изобличению и привлечению к ответственности виновных лиц.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.