Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона изучен в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 нюня 1996 года N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации".
Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) новой статьей 207.3 об ответственности за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению насилия в отношении граждан, нанесение вреда собственному здоровью посредством публичного распространения информации, оказывающей деструктивное воздействие либо создающей угрозу деструктивного воздействия на граждан, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", если это деяние не образует состав преступления, предусмотренный статьями 110.1, 110.2, 205.2, 207, 207.1, 207.2 УК РФ (часть Г), в том числе совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо повлекшее причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия (часть 2). Корреспондирующие изменения вносятся в статьи 31, 150, 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В пояснительной записке к законопроекту предлагаемые изменения, в частности" обосновываются отсутствием уголовной ответственности за такие общественно опасные действия, как пропаганда в сети "Интернет" вооруженного нападения на школьников: внутри учебного заведения при отсутствии призывов к совершению теракта, описание и оправдание данных деяний, а равно призывы к нанесению себе телесных повреждений без суицидальных намерений. При этом подчеркивается, что проектная уголовно-правовая норма направлена на криминализацию действий организаторов неформальных сообществ, деятельность которых связана с побуждением других лиц, прежде всего детей, к насилию и причинению вреда своему здоровью.
Представляется, что предложение о введении самостоятельной уголовной ответственности за организацию публичных действий, пропагандирующих или оправдывающих применение насилия к гражданам или причинение вреда собственному здоровью, заслуживает обсуждения.
Вместе с тем полагаем возможным обратить внимание на то, что проектная статья 207.3 УК РФ не отвечает требованию правовой определенности, обязывающему федерального законодателя формулировать уголовно-правовые запреты с достаточной степенью четкости. В частности, в диспозиции данной статьи содержится такой оценочный признак как "информация, оказывающая деструктивное воздействие либо создающая угрозу деструктивного воздействия", при этом определение соответствующего признака в примечании к указанной статье не позволяет отличить такую информацию от иных сведений, в том числе размещаемых в сети "Интернет" при совершении деяний, предусмотренных статьями 6.17, 13.36, 13.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, авторами законопроекта не учтено, что деяние, указанное в предлагаемой уголовно-правовой норме, также не должно содержать признаки составов преступлений, предусмотренных статьями 205.4, 205.5, частью 3 статьи 212, статьями 239, 280, 280.1, 282.1, 282.2 УК РФ.
|
В.А. Давыдов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Верховного Суда РФ от 14 июля 2021 г. N 4-ВС-3791/21 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 1254708-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Текст письма опубликован не был