Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1254712-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части ужесточения ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ"
Досье на проект федерального закона
1. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 года N 733, в качестве одной из приоритетных задач определяет совершенствование системы профилактики немедицинского потребления наркотических средств.
Основной целью профилактики немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ является сокращение масштабов их потребления, а также формирование негативного отношения к незаконному обороту, потреблению наркотических средств, психотропных веществ и существенное снижение спроса на них.
Следует отметить, что уголовное наказание является не только мерой ответственности за совершенное преступление, но и средством предупреждения совершения новых преступлений.
Несмотря на суровые меры ответственности, установленные Уголовным кодексом Российской Федерации за нарушения законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах, анализ оперативной обстановки за последние два года показывает, что наркоситуация в Татарстане и в России в целом остается напряженной. Об этом свидетельствует тот факт, что в исправительных учреждениях в Республике Татарстан 30 процентов от общего числа осужденных (2793 из 9358 лиц) отбывают наказание за совершение различных наркопреступлений (в 2019 году - 28 процентов, 2650 из 9514 лиц).
Учитывая высокую общественную опасность преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, целесообразно усилить ответственность за их незаконные производство, сбыт или пересылку, а также незаконные сбыт или пересылку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (статья 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации). При этом, поскольку преступления в сфере незаконного оборота наркотиков в основном относятся к категории тяжких и особо тяжких, уголовная ответственность за их совершение в большинстве случаев предусматривает достаточно длительные сроки лишения свободы, вплоть до пожизненного (часть пятая вышеуказанной статьи Уголовного кодекса Российской Федерации).
Правоограничительными мерами, включенными в систему предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации видов наказаний (статья 44), являются в том числе штраф и ограничение свободы, которые применительно к статье 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации выступают в качестве дополнительных видов наказаний, назначение которых в настоящее время осуществляется по усмотрению суда.
Считаем, что к виновным лицам, которым назначается наказание по данной статье Уголовного кодекса Российской Федерации, в обязательном порядке должны применяться все возможные меры уголовной ответственности. В связи с этим законопроектом предлагается при назначении наказаний в виде лишения свободы по указанной статье предусмотреть обязательное назначение соответствующих видов дополнительного наказания (штраф, ограничение свободы).
2. Сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов невозможен без интереса к их приобретению определенной частью населения в целях потребления. Как показывает практика, часть молодых людей, впервые попробовав наркотические средства, впоследствии приобретает их на свои денежные средства для совместного потребления с лицом (кругом лиц), склонившим их к потреблению в первый раз.
Другими словами, одной из причин устойчивости наркотизма является наличие практик склонения наркопотребителями других лиц в совместное потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с целью их приобретения за счет денежных средств последних, т.е. из корыстных побуждений.
В связи с этим считаем необходимым дополнить часть вторую статьи 230 Уголовного кодекса Российской Федерации ("Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов") дополнительным квалифицирующим признаком - "из корыстных побуждений".
3. Статьей 6.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за уклонение лица, признанного больным наркоманией либо потребляющего наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, от обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию. Ответственность наступает, если указанное лицо не посещает или самовольно покинуло медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации либо не выполнило более двух раз предписания лечащего врача.
Санкция указанной статьи предусматривает административный штраф в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток. Других правовых рычагов побуждения лица к выполнению обязанности законом не предусмотрено.
В рамках осуществления контроля за исполнением гражданами возложенной на них судом обязанности пройти диагностику, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств в 2020 году органами внутренних дел по Республике Татарстан заведено 2486 учетных дел (всего в производстве находилось 7267 учетных дел). Решение суда по прохождению лечения исполнило 1271 лицо. Проходят лечение в медицинских учреждениях 1769 лиц.
За неисполнение возложенных обязанностей по статье 6.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлено 1560 административных протоколов в отношении 1102 "уклонистов".
За 4 месяца 2021 года по Республике Татарстан заведено 596 учетных дел (всего в производстве находилось 7451 дело). Решение суда по прохождению лечения исполнили 383 лица. Проходит лечение в медицинских учреждениях 1771 лицо. За неисполнение возложенных обязанностей по статье 6.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлено 694 протокола в отношении 551 "уклониста".
За 4 месяца 2021 года к административной ответственности повторно за уклонение от лечения по статье 6.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечены 153 лица (в 2020 году - 458).
Государственным Советом Республики Татарстан подготовлена законодательная инициатива о дополнении статьи 6.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новой частью 2, предусматривающей привлечение к ответственности за повторное в течение года совершение указанного административного правонарушения.
В целях надлежащего соблюдения лицами установленной судом обязанности по прохождению диагностики, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств предлагается предусмотреть также уголовную ответственность для граждан за злостное уклонение от прохождения ими назначенных им судом процедур.
Предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 315.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предлагается установить в форме дознания.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части ужесточения ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части ужесточения ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части ужесточения ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части ужесточения ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.