Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона изучен в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации".
Законопроектом предлагается внести следующие изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее также - УК РФ):
- предусмотреть в санкциях статьи 228.1 УК РФ обязательное назначение дополнительных видов наказания, которые в настоящее время назначаются по усмотрению суда;
- закрепить в части второй статьи 230 "Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов" квалифицирующий признак - "из корыстных побуждений";
- дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 315.1, устанавливающей уголовную ответственность за уклонение от исполнения возложенной судьей обязанности прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ в случае повторного в течение года совершения административного правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 6.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Соответствующие корреспондирующие изменения вносятся в статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
По существу законопроекта необходимо отметить следующее.
Целесообразность дополнения части второй статьи 230 УК РФ новым квалифицирующим признаком в виде совершения деяния из корыстных побуждений, как представляется, требует дальнейшего обсуждения.
В статьях Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающих ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, а также в статье 230.1 УК РФ, предусматривающей запрет склонения спортсмена к использованию субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, то есть за совершение аналогичного по объективной стороне преступления, квалифицирующий признак "из корыстных побуждений" не выделяется.
Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (статья 230 УК Российской Федерации) может выражаться в любых умышленных действиях, в том числе однократного характера, направленных на возбуждение у другого лица желания их потребления (в уговорах, предложениях, даче совета и т.п.), а также в обмане, психическом или физическом насилии, ограничении свободы и других действиях, совершаемых с целью принуждения к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов лицом, на которое оказывается воздействие (пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами").
Авторами законопроекта под склонением из корыстных побуждений, как это указано в пояснительной записке, понимается склонение наркопотребителями других лиц "в совместное потребление с целью приобретения наркотических средств за счет денежных средств последних".
При таком понимании склонения по указанному признаку в случае реализации законопроекта в этой части на практике могут возникнуть сложности в доказывании наличия у виновного умысла на получение материальной выгоды для себя при совершении им преступления, предусмотренного статьей 230 УК РФ.
Относительно законодательной инициативы о дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации новой статьей 315.1, предусматривающей административную преюдицию, следует отметить, что в действующей редакции статьи 6.9.1 КоАП РФ часть вторая, с которой связано применение предлагаемой уголовно-правовой нормы, отсутствует. Проект федерального закона о внесении соответствующих изменений в статью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем имеется упоминание в пояснительной записке, к рассматриваемому законопроекту также не прилагается. В связи с этим высказать мнение о недостаточности административной ответственности за повторное уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий или лечения и, как следствие, о необходимости дополнения уголовного закона в этой части в настоящее время не представляется возможным.
|
В.А. Давыдов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Верховного Суда РФ от 15 июля 2021 г. N 4-ВС-3831/21 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 1254712-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части ужесточения ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ"
Текст письма опубликован не был