Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1254866-7 "О внесении изменения в статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации" подготовлен во исполнение пункта 6 дорожной карты по подготовке и принятию нормативных правовых актов и иных документов, необходимых для реализации мероприятий на Соловецком архипелаге (от 1 апреля 2021 г. N 3048п-П44).
Пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов.
В целях сохранения и развития Соловецкого архипелага, недопущения увеличения стоимости осуществляемых на Соловецком архипелаге мероприятий по строительству и реконструкции и, как следствие, увеличения расходов федерального бюджета проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривается установление возможности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование некоммерческим организациям для осуществления на таких земельных участках строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства полностью за счет средств, полученных на эти цели указанными некоммерческими организациями в качестве субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации, на срок строительства или реконструкции данных объектов капитального строительства.
Положения проекта федерального закона соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие соответствующего Федерального закона не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации и в целом направлена на сокращение расходов федерального бюджета.
Исходя из положений проекта федерального закона предоставление в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возможно исключительного юридическим лицам, одновременно отвечающим нескольким критериям: имеют конкретную организационно-правовую форму; являются получателями бюджетных средств в качестве субсидии из федерального бюджета; имеют обязательства по направлению полученных средств на строительство и (или) реконструкцию объектов капитального строительства на испрашиваемых участках. При этом период использования по договору безвозмездного пользования земельных участков ограничен сроком строительства или реконструкции указанных объектов.
В частности, Фонду по сохранению и развитию Соловецкого архипелага (далее - Фонд) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1291 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса в Фонд по сохранению и развитию Соловецкого архипелага" предусмотрено предоставление субсидии в виде имущественного взноса из федерального бюджета на финансирование строительства и реконструкции объектов капитального строительства на территории Соловецкого архипелага (включая строительство многоквартирных домов для переселения граждан из аварийного жилья, объектов социальной инфраструктуры, реконструкцию и строительство причальных комплексов и других объектов).
Для реализации указанных задач предусматривается предоставить Фонду в безвозмездное пользование расположенные в Приморском муниципальном районе Архангельской области земельные участки с кадастровыми номерами: 29:17:010101:264, 29:17:010101:1607, 29:17:010101:1149, 29:17:010101:1163, 29:17:010301:270, 29:17:010301:275; 29:17:010301:10, 29:17:010101:113, 29:17:010101:103, 29:17:010101:257, 29:17:010101:1603, 29:17:010101:1153, 29:17:010101:1513, 29:17:010101:1593, 29:17:010301:13, 29:17:010301:280, 29:17:010101:1608, 29:17:010101:1607 и 29:17:010101:122, являющиеся единым землепользованием, состоящим из обособленных участков с кадастровыми номерами 29:17:010101:119, 29:17:010101:120, 29:17:010101:121, суммарная кадастровая стоимость которых составляет 5 729 931 рубль.
В соответствии со ставками, установленными постановлением администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" от 25 февраля 2016 г. N 132 "Об установлении ставок арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Приморский муниципальный район", государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Приморский муниципальный район", Фонду при аренде земельных участков, необходимых для осуществления своей деятельности, ежегодно потребуется вносить арендную плату в размере 1 622 876 рублей (приложение N 1).
Доходы, полученные администрацией муниципального образования "Приморский муниципальный район" в виде арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в 2020 году составили 14 012 500 рубля. Доходы от продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в 2020 году составили 8 162 200 рубля.
Таким образом, сумма арендной платы за предоставление земельных участков составит 12% от общего дохода муниципального образования "Приморский муниципальный район" в виде арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Для реализации указанных задач также предусматривается предоставить Фонду в безвозмездное пользование расположенные в Кемском муниципальном районе и Беломорском муниципальном районе Республики Карелия земельные участки с кадастровыми номерами: 10:11:0010301:555, 10:02:0080607:265, 10:11:0010504:602, 10:02:0090101:700, 10:02:0090107:22, суммарная кадастровая стоимость которых составляет 52 063 000 рублей.
В соответствии со ставками, установленными постановлением Правительства Республики Карелия от 17 апреля 2014 г. N 120-П "Об установлении арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена", Фонду при аренде земельных участков, необходимых для осуществления своей деятельности, ежегодно потребуется вносить арендную плату в размере 811 000 рублей (приложение N 2).
Доходы, полученные администрациями муниципальных образований "Кемский муниципальный район" и "Беломорский муниципальный район" в виде арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в 2020 году составили 7 852 000 рублей. Доходы от продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в 2020 году составили 564 000 рублей.
Таким образом, сумма арендной платы за предоставление земельных участков составит 10% от общего дохода муниципальных образований "Кемский муниципальный район" и "Беломорский муниципальный район" в виде арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
С учетом этого предоставление Фонду в безвозмездное пользование указанных земельных участков повлечет временное (на период строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства) выпадение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем ожидается положительный эффект, который будет достигнут в результате строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства на территории Соловецкого архипелага (включая строительство многоквартирных домов для переселения граждан из аварийного жилья, объектов социальной инфраструктуры, реконструкцию и строительство причальных комплексов и других объектов), что будет способствовать повышению туристического потенциала соответствующих муниципальных образований, росту налоговых поступлений, увеличению количества рабочих мест и развитию территорий муниципальных образований в целом. Аналогичный мультипликативный эффект ожидается от других возможных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
В отношении дальнейшей судьбы предоставленных по предлагаемому проектом федерального закона основанию земельных участков следует отметить, что после завершения строительства и (или) реконструкции соответствующей некоммерческой организацией объектов капитального строительства за счет средств федерального бюджета правообладатели созданных или реконструируемых объектов капитального строительства будут арендовать или приобретать находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные под такими объектами, в общем порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.
Введение предлагаемого проектом федерального закона основания предоставления земельных участков позволит более эффективно расходовать средства федерального бюджета, выделенные в качестве субсидии в виде имущественного взноса некоммерческой организации, непосредственно на цели строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства.
Приложение N 1
Кадастровый номер земельного участка |
Площадь, га |
Категория земель согласно договору аренды |
Кадастровая стоимость |
Удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС), рублей/кв. м |
Ставка от УПКС, % |
Коэффициент инфляции в 2021 году |
Сумма арендной платы на 2021 год, рублей |
29:17:010101:264 |
15011 |
ЗНП* |
499566,08 |
33,28 |
2,80 |
1,0336 |
14 458 |
29:17:010101:1607 |
11053 |
ЗНП |
697333,77 |
63,09 |
0,30 |
1,0336 |
2 162 |
29:17:010101:1149 |
10000 |
ЗНП |
156202,8 |
15,62028 |
110,00 |
1,0336 |
177 596 |
29:17:010101:1163 |
1686 |
ЗНП |
26588,22 |
15,77 |
110,00 |
1,0336 |
30 230 |
29:17:010301:270 |
16168 |
ЗНП |
538071,04 |
33,28 |
2,80 |
1,0336 |
15 572 |
29:17:010301:275 |
41056 |
ЗНП |
1366343,68 |
33,28 |
2,80 |
1,0336 |
39 543 |
29:17:010301:10 |
17000 |
ЗНП |
678980 |
39,94 |
8,40 |
1,0336 |
58 951 |
29:17:010101:113 |
320 |
ЗНП |
10649,6 |
33,28 |
2,80 |
1,0336 |
308 |
29:17:010101:103 |
4778 |
ЗНП |
159011,84 |
33,28 |
2,80 |
1,0336 |
4 602 |
29:17:010101:257 |
7635 |
ЗНП |
274401,9 |
35,94 |
2,80 |
1,0336 |
7 941 |
29:17:010101:1603 |
3481 |
ЗНП |
115847,68 |
33,28 |
2,80 |
1,0336 |
3 353 |
29:17:010101:1153 |
11433 |
ЗНП |
222573,37 |
19,467626 |
110,00 |
1,0336 |
253 057 |
29:17:010101:1513 |
17085 |
ЗНП |
266872,49 |
15,62028 |
100,00 |
1,0336 |
275 839 |
29:17:010101:1593 |
9126 |
ЗНП |
142550,68 |
15,620281 |
110,00 |
1,0336 |
162 074 |
29:17:010301:13 |
10000 |
ЗПЭТ** |
4200 |
0,42 |
5600,00 |
1 |
235 200 |
29:17:010301:280 |
10000 |
ЗПЭТ |
1200 |
0,12 |
5600,00 |
1 |
67 200 |
29:17:010101:1608 |
5241 |
ЗНП |
330654,69 |
63,09 |
0,30 |
1,0336 |
1025 |
29:17:010101:1607 |
11053 |
ЗНП |
697333,77 |
63,09 |
0,30 |
1,0336 |
2 162 |
29:17:010101:122 |
15148 |
ЗНП |
238883,96 |
15,77 |
110,00 |
1,0336 |
271 602 |
Итого |
|
|
|
|
|
|
1 622 876 |
------------------------------
* Земли населенных пунктов.
** Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
------------------------------
Приложение N 2
Кадастровый номер земельного участка |
Площадь, га |
Категория земель согласно договору аренды |
Кадастровая стоимость |
Ставка от кадастровой стоимости, % |
Сумма арендной платы на 2021 год, рублей |
10:11:0010301:555 |
10 000 |
ЗНП* |
1 200 600,31 |
3% |
36018 |
10:02:0080607:265 |
7 483 |
ЗНП |
96 381,04 |
3% |
2 891 |
10:11:0010504:602 |
3 396 |
ЗИП |
398 894,16 |
2,7% |
10 770 |
10:02:0090101:700 |
2 673 |
ЗНП |
377 587,86 |
3% |
11 328 |
10:02:0090107:22 |
469 427 |
ЗНП |
49 989 281,23 |
1,5% |
749 839 |
Итого |
|
|
|
|
810 846 |
------------------------------
* Земли населенных пунктов.
------------------------------
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации" потребует внесения изменений в приказ Росреестра от 2 сентября 2020 г. N П/0321 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".
Обоснование необходимости подготовки и краткое описание:
законопроектом предлагается установить новое основание для предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование. В связи с этим потребуется внесение изменений в нормативный правовой акт Росреестра об утверждении перечня документов, необходимых для подтверждения права заявителя на приобретение земельного участка по предусмотренному соответствующим Федеральным законом основанию.
Срок подготовки: шесть месяцев со дня вступления в силу соответствующего Федерального закона.
Головной исполнитель - Росреестр.
Соисполнители: Минстрой России, Минфин России, Росимущество.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.