Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1256257-7 "О внесении изменений в статьи 50 и 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 50 и 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях создания условия для увеличения доли должностного оклада в структуре денежного содержания государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее гражданские служащие) во исполнение подпункта "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 288 "Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы" и пункта 9 плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2019 г. N 1646-р.
Для расчета объема бюджетных ассигнований, необходимых для выплаты денежного содержания с увеличенной долей должностного оклада, требуется изменение установленных статьей 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) нормативов формирования фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов (далее - фонд оплаты труда).
Законопроектом предусматривается исключение данных нормативов из Федерального закона и определение их в порядке формирования и использования фонда оплаты труда, утверждаемом указом Президента Российской Федерации (далее - порядок формирования и использования фонда оплаты труда).
Регулирование нормативов формирования фонда оплаты труда на уровне указа Президента Российской Федерации, обеспечивая необходимую стабильность, позволит предусмотреть особенности оплаты труда федеральных гражданских служащих различных федеральных государственных органов и при необходимости своевременно уточнять данные нормативы.
Предлагаемый законопроектом подход не ухудшит права федеральных гражданских служащих.
Одновременно в часть 5 статьи 51 Федерального закона вносятся корреспондирующие изменения для установления возможности определения особенностей формирования фонда оплаты труда на основе показателей эффективности и результативности деятельности федерального государственного органа в порядке формирования и использования фонда оплаты труда.
Положения части 4 статьи 51 Федерального закона о праве представителя нанимателя перераспределять средства фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих между выплатами, предусмотренными структурой их денежного содержания, предлагается предусмотреть непосредственно в порядке формирования и использования фонда оплаты труда с учетом предмета его правового регулирования.
При этом в Федеральном законе предлагается установить полномочия Правительства Российской Федерации по определению правил исчисления денежного содержания федерального гражданского служащего и порядка формирования фонда оплаты труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы. Соответствующие нормативные правовые акты приняты Правительством Российской Федерации по поручению, предусмотренному Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих". Аналогичные полномочия также предусматриваются в отношении субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения единства правовых и организационных основ федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации положения статьи 51 Федерального закона, регулирующей в настоящее время в основном вопросы формирования фонда оплаты труда федерального государственного органа, законопроектом распространяются на государственные органы субъектов Российской Федерации.
Законопроектом предлагается придать универсальное значение премии, выплачиваемой федеральным гражданским служащим. В этой связи уточняется редакция пункта 4 части 5 статьи 50 Федерального закона. Указанные изменения позволят рассматривать премирование не только в качестве меры поощрения за выполнение гражданскими служащими отдельных заданий, характеризующихся критериями особой важности и сложности, но и в целом за добросовестное исполнение должностных обязанностей.
Реализация законопроекта и подготовленных в его развитие проектов указов Президента Российской Федерации будет осуществлена за счет ассигнований федерального бюджета, высвобожденных в результате оптимизации структуры и сокращения численности федеральных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, перераспределения средств между выплатами, входящими в структуру денежного содержания федеральных гражданских служащих, а также дополнительных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на 2022 и 2023 годы.
С учетом проведенной в 2021 году оптимизации структуры и численности федеральных гражданских служащих центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти и продолжающихся в 2021 - 2022 годах аналогичных мероприятий в их территориальных органах совершенствование системы оплаты труда федеральных гражданских служащий запланировано в два этапа:
с 1 января 2022 г. в отношении центральных аппаратов (аппаратов) федеральных государственных органов;
с 1 января 2023 г. в отношении территориальных органов (органов) федеральных государственных органов, аппаратов федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации и арбитражных судов Российской Федерации, управлений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом.
В этой связи вступление в силу законопроекта в отношении центральных аппаратов (аппаратов) федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации предусмотрено с 1 января 2022 г., а в отношении указанных территориальных органов и представительств - с 1 января 2023 г.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 50 и 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 50 и 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в Федеральном законе от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 50 и 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 50 и 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 50 и 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 50 и 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - законопроект) потребуется издать указы Президента Российской Федерации "Об утверждении Порядка формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов", "О совершенствовании системы оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации", "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих", "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации "О денежном содержании федеральных государственных служащих Федеральной службы охраны Российской Федерации", "Вопросы формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, аппарата Счетной палаты Российской Федерации", а также внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 176 "Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы" и постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих".
Цель разработки проектов нормативных правовых актов: приведение положений указанных актов в соответствие с частью 4 статьи 51 в редакции федерального закона "О внесении изменений в статьи 50 и 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Проектами указов предлагается определить порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов исходя из перечня выплат, предусмотренных статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ). Кроме того, предлагается внести изменения в Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", установив новые размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения, а также в указы Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1554 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции" и от 15 октября 1999 г. N 1371 "О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении месячных окладов федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами".
Проектом постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации" от 24 марта 2007 г. N 176 "Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы" предусматривается установление порядка формирования фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы.
Также постановлением Правительства Российской Федерации предусматривается утвердить методику расчета годового фонда оплаты труда федеральных государственных органов.
Предметом регулирования проектов актов являются отношения, связанные с реализацией государственных гарантий на государственной гражданской службе.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия решения на заседании Правительства Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минтруд России, соисполнитель - Минфин России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.