Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1256256-7 "О внесении изменений в статьи 38 и 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Досье на проект федерального закона
Целью законопроекта является внесение изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) замена ставки LIBOR (London Interbank Offered Rate), используемая Банком России при применении мер к кредитным организациям в случае неисполнения в установленный срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в их деятельности.
В соответствии с пунктом 7 части третьей статьи 74 Закона о Банке России ставка LIBOR используется Банком России для принятия решения о максимальном размере процентной ставки, вводимой в качестве ограничения на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых (пролонгируемых) в период действия ограничения.
В настоящее время одной из тенденций развития регулирования на финансовых рынках является прекращение использования ставки LIBOR в качестве базовой.
Законопроект предусматривает замену ставки LIBOR в пункте 7 части третьей статьи 74 Закона о Банке России ставкой, рассчитываемой Банком России для целей указанной нормы. Предполагается, что максимальный размер процентной ставки, вводимой в качестве ограничения, не может быть меньше двух третей процентной ставки по привлеченным российскими кредитными организациями вкладам в соответствующей валюте и по сроку привлечения. Законопроектом предусмотрено, что указанная ставка будет рассчитываться как средняя арифметическая из средневзвешенных процентных ставок по привлеченным российскими кредитными организациями вкладам (далее - процентные ставки) в рублях, в долларах США, вкладам в евро. Для обеспечения единообразных подходов к применению механизма к банковским продуктам в разных валютах аналогичная замена предусмотрена в отношении ключевой ставки Банка России, которая используется при ограничении Банком России процентной ставки кредитной организации по вкладам в рублях. Такой подход является одновременно рыночным и в достаточной степени прозрачным, что обеспечивает понятность для адресатов регулирования.
Процентные ставки в рублях, долларах США и евро будут рассчитываться Банком России ежемесячно (при наличии соответствующих операций на рынке), охватывая различные по срокам продукты: как вклады "до востребования", так и широкий диапазон срочных вкладов в разрезе сроков привлечения средств: от "до 30 дней" до "свыше 3 лет".
В связи со вступлением в силу с 1 октября 2020 г. части 7.2 статьи 36 Федерального закона "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 25 мая 2020 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" законопроектом уточняется, что расчет ограничиваемой процентной ставки по договорам банковского вклада осуществляется исходя из максимальной доходности по договору банковского вклада с учетом иной материальной выгоды и иных условий привлечения вклада.
Одновременно законопроект предусматривает замену термина "ставка рефинансирования Банка России" на термин "ключевая ставка Банка России" в статье 38 Закона о Банке России.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, и не оказывает влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 38 и 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 38 и 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 38 и 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 38 и 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 38 и 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 38 и 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.