Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1256989-7 "О внесении изменения в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации" разработан во исполнение абзаца четвертого подпункта "н" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 22 сентября 2017 г. N Пр-2165 ГС, согласно которому необходимо проработать вопрос установления запрета на осуществление лицами, имеющими непогашенную или неснятую судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, деятельности по управлению транспортными средствами, используемыми для пассажирских перевозок в городском транспорте и такси.
На основании статьи 252 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) запрет на осуществление деятельности по управлению транспортными средствами, используемыми для пассажирских перевозок, предлагается внести в проектируемую статью 328.1 ТК РФ. Так, статьей 252 ТК РФ установлено, что особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно ТК РФ либо в случаях и порядке, им предусмотренных.
Действие предусмотренного законопроектом правового регулирования распространяется на осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации:
1) граждан Российской Федерации;
2) граждан иностранных государств - членов ЕАЭС.
Нераспространение действия такого правового регулирования на граждан иных иностранных государств обусловлено следующими обстоятельствами.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 9 статьи 18 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) наличие" судимости за совершение преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом, является основанием для отказа в выдаче разрешения на работу иностранному гражданину.
В соответствии с пунктом 22 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ обстоятельство, предусмотренное подпунктом 6 пункта 9 статьи 18 указанного Федерального закона, является основанием для отказа в выдаче патента иностранному гражданину.
Таким образом, вопрос установления запрета на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности по управлению транспортными средствами, используемыми для пассажирских перевозок, урегулирован посредством установления запрета на получение разрешения на работу и патента иностранными гражданами, имеющими судимость за совершение преступлений на территории Российской Федерации либо за ее пределами.
Вместе с тем согласно статье 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., участником которого является Российская Федерация, работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства - члена ЕАЭС вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств - членов ЕАЭС без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств - членов ЕАЭС не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
Вследствие этого законопроект распространяет свои положения не на всех иностранных граждан, а на тех, кто является гражданами иностранных государств - членов ЕАЭС.
Проект федерального закона предусматривает ограничение на занятие трудовой деятельностью, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, при осуществлении перевозок пассажиров легковыми такси, для лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость, за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления против общественной безопасности, преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, преступления против мира и безопасности человечества, являющиеся в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ) тяжкими и особо тяжкими преступлениями, а также за аналогичные преступления, предусмотренные законодательством иностранных государств - членов ЕАЭС.
Также проект федерального закона предусматривает ограничение на занятие трудовой деятельностью, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, при осуществлении перевозок пассажиров автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта, для лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость, за преступления против общественной безопасности, преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, преступления против мира и безопасности человечества, являющиеся в соответствии с УК РФ тяжкими и особо тяжкими преступлениями, а также за аналогичные преступления, предусмотренные законодательством иностранных государств - членов ЕАЭС.
Перечень преступлений подготовлен на основании предложений правоохранительных органов с учетом степени общественной опасности, возможности сопоставления преступлений, предусмотренных УК РФ, с уголовными кодексами иностранных государств - членов ЕАЭС, а также с учетом статистической информации о количестве осужденных лиц и рецидивах преступлений, полученной от Минюста России.
Минтрансом России проведен анализ статистической информации за 2015 - 2020 годы (и 6 месяцев 2021 г.), представленной МВД России, по статьям УК РФ, подпадающим под действие законопроекта.
В частности, проведенный анализ показал следующее.
Более 40% лиц, осужденных за убийство (ст. 105 УК РФ), ранее отбывали наказание в виде лишения свободы. Так, за 2020 год среди таких лиц ранее отбывали наказание в виде лишения свободы - 48% (всего совершено 7 609 таких преступлений, из них совершено преступлений лицами, ранее совершавшими преступления - 3 647).
Более 60% лиц, осужденных за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ), ранее отбывали наказание в виде лишения свободы. Так, за 2020 год среди таких лиц ранее отбывали наказание в виде лишения свободы - 61% (всего совершено 20 019 таких преступлений, из них совершено преступлений лицами, ранее совершавшими преступления - 12 240).
Около 50% лиц, осужденных за похищение человека (статья 126 УК РФ), ранее отбывали наказание в виде лишения свободы. Так, за 2020 год среди таких лиц ранее отбывали наказание в виде лишения свободы - 49% (всего совершено 411 таких преступлений, из них совершено преступлений - лицами, ранее совершавшими преступления - 200).
Около 50% лиц, осужденных за изнасилование (статья 131 УК РФ), ранее отбывали наказание в виде лишения свободы. Так, за 2020 год среди таких лиц ранее отбывали наказание в виде лишения свободы - 43% (всего совершено 3 535 таких преступлений, из них совершено преступлений лицами, ранее совершавшими преступления - 1 516). Стоит отметить, что за 6 месяцев 2021 г. среди таких лиц ранее отбывали наказание в виде лишения свободы 58%.
Около 50% лиц, осужденных за грабеж (статья 161 УК РФ), ранее отбывали наказание в виде лишения свободы. Так, за 2020 год среди таких лиц ранее отбывали наказание в виде лишения свободы - 61% (всего совершено 38 392 таких преступления, из них совершено преступлений лицами, ранее совершавшими преступления - 23 339).
Около 70% лиц, осужденных за разбой (статья 162 УК РФ), ранее отбывали наказание в виде лишения свободы. Так, за 2020 год среди таких лиц ранее отбывали наказание в виде лишения свободы - 81% (всего совершено 5 280 таких преступления, из них совершено преступлений лицами, ранее совершавшими преступления - 4 269).
Около 20% лиц, осужденных за террористический акт (статья 205 УК РФ), ранее отбывали наказание в виде лишения свободы. Так, за 2020 год среди таких лиц ранее отбывали наказание в виде лишения свободы - 20% (всего совершено 50 таких преступления, из них совершено преступлений лицами, ранее совершавшими преступления - 10).
Около 15%) лиц, осужденных за содействие террористической деятельности (статья 205.2 УК РФ), ранее отбывали наказание в виде лишения свободы. Так, за 2020 год среди таких лиц ранее отбывали наказание в виде лишения свободы - 13% (всего совершено 345 таких преступления, из них совершено преступлений лицами, ранее совершавшими преступления - 45).
Около 20% лиц, осужденных за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма (статья 205.2 УК РФ), ранее отбывали наказание в виде лишения свободы. Так, за 2020 год среди таких лиц ранее отбывали наказание в виде лишения свободы - 28% (всего совершено 300 таких преступления, из них совершено преступлений лицами, ранее совершавшими преступления - 83).
Более 32% лиц, осужденных за незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов (статья 222 УК РФ), ранее отбывали наказание в виде лишения свободы. Так, за 2020 год среди таких лиц ранее отбывали наказание в виде лишения свободы - 32,13% (всего совершено 14 443 таких преступления, из них совершено преступлений лицами, ранее совершавшими преступления - 4 640).
В соответствии с информацией, полученной от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (письмо от 7 июня 2018 г. N 17-35-4643/8), фактическая значимость проблемы сохранности жизни и здоровья пассажиров городского пассажирского транспорта подтверждается результатами операции "Заслон", проведенной ГУ МВД России по г. Москве. Так, только за период с 16 по 25 августа 2017 г. были выявлены водители легковых такси, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности за различные преступления (в том числе: убийство - 9, захват заложников - 2; изнасилование и насильственные действия сексуального характера - 5).
Законопроектом также устанавливается обязанность лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение указанных преступлений, при поступлении на работу, непосредственно связанную с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта предъявлять работодателю оригинал или заверенную копию документа о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданного компетентным органом иностранного государства - члена ЕАЭС, с приложением перевода на русский язык, верность которого должна быть удостоверена в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Также вводится обязанность работодателя по отстранению от работы (не допуску к работе) работника, трудовая деятельность которого непосредственно связана с управлением указанными транспортными средствами, при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, предусмотренные проектируемыми частями первой и второй статьи 328.1 ТК РФ.
Согласно законопроекту, работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) указанного работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.
По общему правилу в соответствии со статьей 65 ТК РФ лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
Проведенный анализ уголовного законодательства иностранных государств - членов ЕАЭС показал:
несоответствие в критериях отнесения преступлений к той или иной категории. Так, например, к тяжким преступлениям в Кыргызской Республике, Республике Армения, Российской Федерации могут быть отнесены преступления, по которым назначено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет, в то время как в Республике Казахстан - от 5 до 12 лет, в Республике Беларусь - от 6 до 12 лет;
различие в наказаниях за схожие преступления. Так, например, за истязание в Кыргызской Республике предусмотрено максимальное наказание 2 года лишения свободы, в Республике Беларусь - 5 лет, и такое преступление не может быть отнесено к категории тяжких. В то время как в Российской Федерации, Республике Казахстан за истязание максимальное наказание составляет 7 лет лишения свободы, в связи с этим, преступление может быть отнесено к категории тяжких;
отсутствие в Уголовном кодексе Республики Армения преступления "истязание". Аналогичное преступление в Уголовном кодексе Республики Армения - "пытка";
отсутствие в уголовном законодательстве иностранных государств - членов ЕАЭС преступлений "Организация террористического сообщества и участие в нем", "Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации".
С учетом выявленных различий в уголовном законодательстве иностранных государств - членов ЕАЭС законопроектом предлагается устанавливать соответствие преступлений, предусмотренных УК РФ и законодательством иностранных государств - членов ЕАЭС, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Общая норма об ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:, юридических лиц за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права предусмотрена частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Переходными положениями законопроекта устанавливается обязанность работников, трудовая деятельность которых непосредственно связана с управлением транспортными средствами при осуществлении перевозок пассажиров легковыми такси, автобусами, троллейбусами, трамваями и подвижным составом внеуличного транспорта, в срок до 1 марта 2023 г. представить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
Данная мера необходима в целях обеспечения недискриминационного запрета на осуществление водителями трудовой деятельности по управлению транспортными средствами, используемыми для пассажирских перевозок.
Также переходными положениями устанавливается обязанность работодателя по отстранению (не допуску) водителей от управления легковыми такси, автобусами, троллейбусами, трамваями и подвижным составом внеуличного транспорта транспортными средствами в случае неисполнения ими требования по предъявлению указанной справки.
Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренными статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривается возможность расторжения трудового договора с данными работниками по такому основанию.
Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям может быть выдана компетентным органом посредством оформления заявления на ее получение через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что позволит минимизировать временные и финансовые издержки работников.
Проектом федерального закона устанавливается иной порядок вступления в силу (с 1 сентября 2022 г.), отличный от определенного Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (по истечении десяти дней со дня их официального опубликования), в связи с необходимостью разработки и издания подзаконного нормативного правового акта, а также предоставления работодателям указанных справок.
В палатах Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов с подобным регулированием не имеется.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте федерального закона содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации" повлечет необходимость принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка установления соответствия преступлений, предусмотренных пунктом 2 части первой и пунктом 2 части второй статьи 328.1 Трудового кодекса Российской Федерации, преступлениям, предусмотренным пунктом 1 части первой и пунктом 1 части второй указанной статьи Трудового кодекса Российской Федерации".
Срок подготовки: 6 месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
Ответственные исполнители - Минтранс России, МВД России, Минюст России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.