Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1256984-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
1. Общие характеристики проекта акта
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" подготовлен во исполнение подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации, данных по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 26 июня 2019 г. N Пр-1381 ГС, и пункта 1.1 Плана мероприятий ("дорожной карты"), направленного на обеспечение неотвратимости наказания иностранных граждан и иностранных перевозчиков за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллиным 29 октября 2020 г. N 10178п-П9.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
В настоящее время отсутствует возможность задержания при выезде с территории Российской Федерации до уплаты наложенного штрафа транспортных средств, на которых были совершены нарушения, ответственность за которые предусмотрена большинством статей глав 11 и 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Этим обусловлена низкая собираемость штрафов. В частности, в 2020 году сотрудниками Ространснадзора было наложено на иностранных перевозчиков за нарушения порядка осуществления международных автомобильных перевозок штрафов на сумму 588 млн. рублей, а взыскано 405 млн. (68%), в 2016 году, соответственно, 428 и 309 (72%), в 2017 году - 506 и 367 (72%), в 2018 году - 505 и 372 (74%), в 2019 году - 516 и 370 (72%).
По данным МВД России в 2020 году инспекторами Госавтоинспекции (без применения средств фото- и видеофиксации), выявлено 783 тыс. правонарушений правил дорожного движения, совершенных водителями при управлении транспортными средствами с иностранными регистрационными знаками. При этом по указанным нарушениям вынесено 730 тыс. постановлений из которых только 477 тыс. исполнено.
Следует отметить, что для выявления административных правонарушений в сфере дорожного движения в последнее время активно применяются специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, работающие в автоматическом режиме (далее - средства фото- и видеофиксации).
При обнаружении правонарушения с помощью средств фото- и видеофиксации согласно КоАП к ответственности привлекается собственник (владелец) транспортного средства, при осуществлении перевозки - это перевозчик, то есть не физическое, а юридическое лицо. Механизм привлечения иностранных юридических лиц к административной ответственности при правонарушениях, зафиксированных в автоматическом режиме, на практике не реализуется, так как на территории Российской Федерации отсутствует законный представитель юридического лица.
Таким образом, в отношении иностранцев на практике привлекается к административной ответственности при непосредственной остановке транспортного средства инспекторами контролирующих органов только водитель - физическое лицо. Но даже в этом случае инспекторы контролирующих органов могут только оформить правонарушение и наложить штраф, так как задержание иностранного транспортного средства до уплаты штрафа в КоАП предусмотрено не по всем видам административных нарушений. В результате транспортное средство нарушителя имеет возможность продолжить движение и беспрепятственно покинуть территорию Российской Федерации без уплаты штрафа.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Минтрансом России разработан проект федерального закона, предусматривающий задержание принадлежащего иностранному перевозчику транспортного средства в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
С целью обеспечения неукоснительного привлечения иностранных перевозчиков к административной ответственности проектом федерального закона предлагается в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьей 11.23 или главой 12 КоАП, транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, задерживать данное транспортное средство путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств до уплаты административного штрафа.
При этом решение о задержании транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, по указанным составам и решение о прекращении такого задержания принимаются должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, если транспортное средство выезжает с территории Российской Федерации.
Предлагаемый проектом федерального закона механизм регулирования направлен на обеспечение неукоснительного привлечения иностранных перевозчиков к административной ответственности за нарушения, допущенные на территории Российской Федерации, и реализует на практике принцип неотвратимости наказания за совершенное административное нарушение.
4. Прогнозы социально - экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Принятие проекта федерального закона не приведет к дополнительным расходам, покрываемым за счет средств федерального бюджета и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
5. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие проекта федерального закона не потребует выделения средств из федерального бюджета, не предполагает увеличения штатной численности органов, осуществляющих транспортный контроль (надзор), не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
6. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие проекта федерального закона не влечет за собой:
изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
7. Соответствие проекта акта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
8. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте федерального закона обязательные требования отсутствуют.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация положений проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует внесения изменений в нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.