Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1256975-7 "О внесении изменений в статьи 22.1 и 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 22.1 и 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" разработан во исполнение абзаца 4 подпункта "н" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 22 сентября 2017 г. N Пр-2165 ГС, согласно которому необходимо проработать вопрос установления запрета на осуществление лицами, имеющими непогашенную или неснятую судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, деятельности по управлению транспортными средствами, используемыми для пассажирских перевозок в городском транспорте и такси (далее - запрет).
В целях обеспечения сохранности жизни и здоровья пассажиров автомобильного и городского наземного электрического транспорта (при перевозках легковыми такси, автобусами, троллейбусами и трамваями) законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Законопроект предусматривает необходимость предоставления в регистрирующий орган физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, а также индивидуальным предпринимателем при внесения изменений в сведения о нем, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, в случае, если данное физическое лицо (индивидуальный предприниматель) намерено осуществлять перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, автобусами, троллейбусами и трамваями.
Согласно законопроекту, указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (МВД России), в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
Также законопроектом устанавливается запрет на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя физического лица, которое намерено осуществлять перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, автобусами, троллейбусами и трамваями, а также на внесение в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений, касающихся сведений об индивидуальном предпринимателе, связанных с изменением кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, если индивидуальный предприниматель намерен осуществлять перевозки пассажиров и багажа указанными транспортными средствами в случае, если данное физическое лицо (индивидуальный предприниматель) имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений, предусмотренных частями первой и второй статьи 328.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Одновременно с этим законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", предусматривающих установление требований по допуску отдельных категорий лиц к управлению легковыми такси, автобусами, троллейбусами и трамваями при осуществлении перевозок пассажиров и багажа.
Так, согласно проектируемым изменениям перевозчики при осуществлении перевозок пассажиров и багажа будут обязаны не допускать к деятельности, непосредственно связанной с управлением легковыми такси, автобусами, троллейбусами и трамваями, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений, предусмотренных частями первой и второй статьи 328.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
В случае, если перевозки пассажиров и багажа осуществляются непосредственно индивидуальным предпринимателем, законопроектом также устанавливается запрет на управление указанными транспортными средствами в случае наличия у таких индивидуальных предпринимателей неснятой или непогашенной судимости за совершение данных преступлений.
Введение дополнительного регулирования при регистрации предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства нецелесообразно по следующим обстоятельствам.
В соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 129-ФЗ при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в случае, если данное лицо является иностранным гражданином или лицом без гражданства в регистрирующий орган необходимо предоставить копию документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации.
В соответствии со статьями 7 и 9 Федерального закона Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами является основанием для отказа и аннулирования разрешения на временное проживание и вида на жительство.
В соответствии с пунктом 6 статьи 22.3 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа.
Аналогичные ограничения на занятие трудовой деятельностью, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, необходимо установить в ТК РФ.
В связи с положениями статьи 5 ТК РФ соответствующие изменения подготовлены отдельным нормативным правовым актом.
Переходными положениями законопроекта устанавливается обязанность регистрирующего органа по направлению в течение 30 рабочих дней (со дня вступления в силу акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего перечень видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя), запроса в МВД посредством системы межведомственного электронного взаимодействия о предоставлении справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям в отношении лиц, ранее зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателем, осуществляющих предпринимательскую деятельности в сфере перевозок пассажиров легковыми такси, автобусами, троллейбусами, трамваями.
В случае выявления у таких физических лиц неснятой или непогашенной судимости за преступления, предусмотренные частями первой и второй статьи 328.1 Трудового кодекса Российской Федерации, регистрирующий орган должен уведомить таких лиц о данном выявлении в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
Эти физические лица в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления должны предоставить в регистрирующий орган документы для изменения кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, либо документы для прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. В случае непредоставления данных документов, регистрирующий орган прекращает регистрацию таких физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Проектом федерального закона устанавливается иной порядок вступления в силу (с 1 сентября 2022 г.), отличный от определенного Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", в связи с необходимостью разработки и издания подзаконных нормативных правовых актов.
Срок вступления в силу требования о запрете перевозчикам допускать к деятельности, непосредственно связанной с управлением легковыми такси, автобусами, троллейбусами и трамваями, лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений, предусмотренных частями первой и второй статьи 328.1 Трудового кодекса Российской Федерации, а также требования о запрете управления индивидуальными предпринимателями легковыми такси, автобусами, троллейбусами и трамваями при осуществлении ими перевозок пассажиров и багажа в случае наличия у таких индивидуальных предпринимателей неснятой или непогашенной судимости за совершение указанных преступлений устанавливается через полгода после вступления в силу законопроекта (с 1 марта 2023 г.). Такой отлагательный срок синхронизирован со сроком, определяемым в Трудовом кодексе Российской Федерации соответствующим законопроектом для предоставления водителями работодателям справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
В палатах Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов с подобным регулированием не имеется.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте федерального закона содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона 110 внесении изменений в статьи 22.1 и 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 22.1 и 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 22.1 и 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 22.1 и 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" повлечет необходимость принятия федерального закона "О внесении изменения в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации".
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 22.1 и 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 22.1 и 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" потребует принятия постановлений Правительства Российской Федерации:
"Об утверждении перечня видов предпринимательской деятельности в сфере перевозок пассажиров легковыми такси, автобусами, троллейбусами или трамваями, при осуществлении которых физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, представляется справка в регистрирующий орган о наличии (об отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям".
Срок подготовки: 6 месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтранс России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.