Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1258307-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
1. В рамках изменения подходов к налогообложению металлургической отрасли, в целях дополнительных доходов в бюджетную систему Российской Федерации проектом федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) предусмотрено введение акциза на жидкую сталь, использованную для производства продукции металлургического производства, ставка которого будет зависеть от экспортных цен на такую продукцию и корректироваться на коэффициент, характеризующий рентную долю, равный 2,7%.
2. Действующей редакцией пункта 6.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц доходов в виде грантов, премий и призов в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, предоставленных некоммерческими организациями за счет грантов Президента Российской Федерации в соответствии с условиями договоров о предоставлении указанных грантов таким некоммерческим организациям.
Законопроектом предусматривается освобождение от налогообложения вышеуказанных доходов, получаемых от некоммерческих организаций, учрежденных в соответствии с указами Президента Российской Федерации, и от учрежденных ими некоммерческих организаций, предоставленных не только за счет грантов Президента Российской Федерации, но также за счет иных источников.
3. Законопроектом устанавливаются размеры государственной пошлины за проведение экспертиз в целях предоставления и подтверждения разрешения на применение незарегистрированного медицинского изделия для диагностики in vitro, а также за предоставление, подтверждение разрешения на применение незарегистрированного медицинского изделия для диагностики in vitro.
Указанные положения обусловлены принятием Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 128-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьи 12 и 22 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон 128-ФЗ), предусматривающего урегулирование вопросов проведения диагностических исследований in vitro с применением изготовляемых в медицинской организации незарегистрированных медицинских изделий.
Кроме того, законопроектом предусматривается увеличение размеров государственной пошлины, уплачиваемой при совершении федеральным уполномоченным органом власти действий, связанных с осуществлением регистрации медицинских препаратов и медицинских изделий в связи с увеличением издержек по осуществлению данных юридически значимых действий.
4. Законопроектом предусматривается изменение подходов к налогообложению налогом на добычу полезных ископаемых добычи (далее - НДПИ) товарных руд черных металлов, в частности, железных руд, многокомпонентных комплексных руд с содержанием меди, никеля, металлов платиновой группы, добываемых на территории Красноярского края, коксующегося угля, а также калийных солей, апатит-нефелиновых, апатит-штаффелитовых, апатитовых и фосфоритовых руд.
В отношении товарных руд черных металлов, в частности железных руд, предлагается перейти к определению налоговой базы по НДПИ как количество добытого полезного ископаемого в натуральном отношении, отказаться от применения Крента В размере 3,5 и исчисление налога производить с учетом:
фактических котировок на железную руду на мировых рынках;
содержания железа в добываемой руде.
При этом применение понижающих коэффициентов к ставке НДПИ для участников региональных инвестиционных проектов и применения коэффициента, характеризующий применения подземного способа добычи, сохраняется.
В отношении многокомпонентных комплексных руд с содержанием меди, никеля, металлов платиновой группы, добываемых на территории Красноярского края, законопроектом ставку НДПИ предлагается применять в зависимости от содержания полезных компонентов в руде и их стоимости на мировых рынках (медь, никель, палладий, платина, золото, кобальт) и коэффициента изъятия, равного 6%. При этом рассчитываемая таким образом ставка не может быть меньше 2 555 рублей за 1 тонну многокомпонентной комплексной руды.
Данные для расчета указанного коэффициента определяются на основании данных государственного баланса запасов по состоянию на первое число года, предшествующего налоговому периоду (в отношении содержания компонентов в руде) и на основании цен компонентов многокомпонентной комплексной руды на мировых рынках, определяемых в порядке, разработанным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, которые подлежат размещению на официальном сайте этого федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 10 числа календарного месяца, следующего за налоговым периодом.
В части изменения параметров налогообложения угольной отрасли предлагается изменение параметров формулы НДПИ, в части донастройки налогообложения добычи коксующегося угля за счет перехода от фиксированной ставки налога к новому механизму налогообложения.
Указанный механизм основан на принципах установления уровня изъятия природной ренты в зависимости от конъюнктуры мировых цен на сырьевые товары (энергоносители), имеющие высокую маржинальную составляющую за счет премиального спроса, рассчитанного исходя из рыночных котировок (цен) за последние 5-10 лет.
В отношении калийных солей предлагается донастроить механизм расчета ставки НДПИ, устанавливающий дополнительное изъятие в размере 85 рублей за 1 тонну добытой руды.
В отношении апатит-штаффелитовых, апатит-магнетитовых и маложелезистых апатитовых руд предлагается установить специфические ставки НДПИ.
В отношении апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд увеличивается величина рентного коэффициента Крента до 7.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребуют дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
При этом по оценочным расчетам бюджетный эффект от принятия указанного закона в части корректировки налогообложения металлургической отрасли, угольной промышленности и производителей минеральных удобрений за трехлетний период 2022 - 2024 годов составит 546 млрд. рублей, в части корректировки размеров государственной пошлины за регистрацию медицинских препаратов и медицинских изделий, также установления государственной пошлины за предоставление, переоформление и подтверждение разрешения на применение незарегистрированного медицинского изделия для диагностики in vitro составит 3 млрд. рублей ежегодно в 2022 - 2024 годах.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие законопроекта потребует принятия:
1. постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня некоммерческих организаций, являющихся организаторами соревнований, конкурсов, иных мероприятий, получаемые налогоплательщиками гранты, премии, призы и подарки которых не подлежат налогообложению".
Ответственный Федеральный орган исполнительной власти, за разработку проекта нормативного акта - Росмолодежь.
Срок подготовки нормативного правового акта - 6 месяцев с даты принятия Федерального закона.
2. постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка расчета показателей Пм, Пн, Пп, Ппл, Пз, Пкб".
Ответственный федеральный орган исполнительной власти Минприроды России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
3. приказа ФНС России "Об утверждении формы, порядка заполнения и формата представления налоговой декларации по акцизам на сталь жидкую".
Ответственный федеральный орган исполнительной власти - ФНС России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
4. приказа ФАС России "Об утверждении порядка определения и официального опубликования показателя ЦСЛЯБ".
Ответственный федеральный орган исполнительной власти ФАС России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
5. приказа ФАС России "Об утверждении порядка определения и официального опубликования показателей Цжр, Цм, Цн, Цпл, Цп, Цз, Цкб, Цуг".
Ответственный федеральный орган исполнительной власти ФАС России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
6. приказа ФНС России "О внесении изменений в приказ ФНС России от 8 декабря 2020 г. N КЧ-7-3/887@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых в электронной форме".
Ответственный федеральный орган исполнительной власти ФНС России.
Срок подготовки проекта нормативного правового акта - 3 месяца со дня принятия Федерального закона.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.