Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1258300-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N 473-ФЗ начиная с 2021 года минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации (далее - Росстат), за предыдущий год (то есть в 2021 году принимается закон об установлении МРОТ на 2022 год исходя из медианной зарплаты за 2020 год).
С 2021 года соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы устанавливается в размере 42 процентов.
Соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития Российской Федерации.
Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год (13 026 рублей, прогноз Минэкономразвития России от 9 апреля 2021 г. N 10928-РМ/Д03и) и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на текущий год (12 792 рубля в месяц).
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (далее - законопроект) предлагается изложить в новой редакции часть первую статьи 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", установив МРОТ с 1 января 2022 г. в сумме 13 617 рублей в месяц, что составляет 42 процента величины медианной заработной платы за 2020 год (32 422 рубля по данным Росстата).
Повышение МРОТ по отношению к установленному с 1 января 2021 г. (12 792 рубля в месяц) составит 825 рублей (рост на 6,4 процента).
Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению повышения заработной платы около 2,7 млн. работников.
Вступление в силу законопроекта предусматривается с 1 января 2022 г.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (далее - законопроект) предлагается установить МРОТ с 1 января 2022 г. в сумме 13 617 рублей в месяц, что составляет 42 процента величины медианной заработной платы за 2020 год (32 422 рубля по данным Росстата). Указанная величина медианной заработной платы рассчитана Росстатом на 2020 год.
Повышение МРОТ в 2022 году составит 825 рублей (рост на 6,4 процента) по отношению к установленному с 1 января 2021 г. (12 792 рубля в месяц).
В связи с принятием законопроекта расходы на повышение заработной платы работников бюджетной сферы в 2022 году (к 2021 году) составят 17,2 млрд. рублей, в том числе работников федеральных государственных учреждений - 4,5 млрд. рублей, работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений - 12,7 млрд. рублей. При этом треть бюджетных расходов возвратится в бюджетную систему Российской Федерации в виде уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и налога на доходы физических лиц.
Расчет произведен на основании официальной статистической информации о распределении численности работников организаций по размерам начисленной заработной платы за апрель 2021 г., размещенной на сайте Федеральной службы государственной статистики.
Реализация законопроекта будет осуществляться за счет средств, предусмотренных на 2022 год в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.
Дополнительные расходы организаций реального сектора экономики в связи с повышением МРОТ составят 17,4 млрд. рублей.
Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению повышения заработной платы около 2,7 млн. работников, из которых почти 50 процентов заняты в государственных и муниципальных учреждениях.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.