Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1258306-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (далее - законопроект) разработан с целью закрепления в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - Кодекс) положений, которые на протяжении ряда лет в соответствии с отдельными федеральными законами устанавливали особенности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также внесения в Кодекс иных изменений, направленных на совершенствование правового регулирования бюджетных отношений по результатам оценки правоприменительной практики.
Введение в Кодекс положений, которые носят в 2021 году временный характер
Законопроектом устанавливаются правовые основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, предусматривающих:
увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации в объеме, не превышающем сумму "не связанных" остатков средств федерального бюджета, образовавшихся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований в ходе исполнения федерального бюджета в отчетном финансовом году (с превышением общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на текущий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете), а также за счет соответствующего уменьшения бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущий финансовый год, которые не могут быть использованы до конца года (например, при отсутствии правовых актов, заключенных контрактов и соглашений с юридическими лицами);
увеличение бюджетных ассигнований, зарезервированных в целях принятия оперативных решений о финансовом обеспечении мероприятий, направленных на обеспечение обороны страны и безопасности государства, в объеме, не превышающем остатка нераспределенных в отчетном финансовом году бюджетных ассигнований на соответствующие цели;
перераспределение бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации государственных программ Российской Федерации, между государственными программами Российской Федерации и (или) их структурными элементами (в течение года в пределах 10% от общего годового объема бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию соответствующей государственной программы Российской Федерации без увеличения предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете общего объема бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год);
перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление капитальных вложений (взамен установленных в настоящее время оснований при изменении способа осуществления капитальных вложений и в связи с детализацией укрупненных мероприятий, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, до конкретных объектов).
При этом изменения по вышеуказанным основаниям (кроме увеличения бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на сумму "не связанных" остатков средств федерального бюджета) предлагается осуществлять по согласованию с Комиссией Федерального Собрания Российской Федерации по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде (далее - Парламентская комиссия).
Дополнительное основание для перераспределения бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на реализацию государственных программ Российской Федерации, в течение финансового года без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предлагается ввести в целях обеспечения оперативности управления достижением результатов (мероприятий) государственных программ Российской Федерации, имея в виду своевременность принятия решений по уточнению параметров их финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета.
Введение указанной нормы обусловлено положительным опытом реализации аналогичного дополнительного основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, предусмотренного в отношении федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, и являющихся структурными элементами государственных программ Российской Федерации.
Вместе с тем в целях исключения возможных рисков необоснованного или регулярного изменения параметров финансового обеспечения реализации государственных программ Российской Федерации в проектируемой норме предусматривается принятие соответствующих решений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, только после предварительного рассмотрения таких решений Парламентской комиссией, а также ограничение объемов возможного перераспределения (в пределах 10%).
Кроме того, законопроектом предусматривается возможность принимать решения о предоставлении субсидий из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации в форме правовых актов Правительства Российской Федерации независимо от стоимости объекта.
Это позволит утвердить перечень объектов, финансовое обеспечение которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета, одним распоряжением Правительства Российской Федерации или по принципу один перечень - одна государственная программа Российской Федерации, в случае принятия Правительством Российской Федерации такого решения.
Также предлагается закрепить на постоянной основе норму о нераспространении на субсидии и бюджетные инвестиции, предоставление которых обусловлено внесением изменений в сводную бюджетную роспись в ходе исполнения бюджета и за счет зарезервированных средств, требования о предоставлении субсидий в случаях, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, и об утверждении в федеральном законе о федеральном бюджете бюджетных ассигнований на предоставление субсидий.
В качестве основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в закон о соответствующем бюджете предлагается установить факты поступления в течение текущего финансового года в бюджет субъекта Российской Федерации дотаций из федерального бюджета (заключения соглашения о предоставлении из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации дотаций), что позволит регионам осуществлять соответствующие расходы в ходе исполнения бюджетов.
Законопроектом предлагается установить на постоянной основе норму о возможности использования Правительством Российской Федерации в установленном им порядке средств Фонда национального благосостояния сверх объема, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете, в случае снижения цен на нефть ниже базового уровня.
Данная норма позволит в случае снижения цен на нефть направлять средства Фонда национального благосостояния на обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) федерального бюджета до внесения изменения в федеральный закон о федеральном бюджете в качестве меры оперативного реагирования.
В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации составляет часть золотовалютных резервов Российской Федерации.
Решения о пополнении и расходовании ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации принимаются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Учитывая волатильность рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, а также в целях оперативной реализации решений Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации по отпуску и (или) формированию ценностей Госфонда России для удовлетворения экстренных потребностей при чрезвычайных ситуациях, предлагается на постоянной основе закрепить возможность увеличения сумм, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на реализацию (приобретение) драгоценных металлов и драгоценных камней, без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.
Корректировка отдельных нормативов зачисления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации
Предусмотренные законопроектом предложения по внесению в Кодекс изменений, предполагающих корректировку отдельных нормативов зачисления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подготовлены в целях повышения предсказуемости поступления доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и недопущения возникновения выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации по акцизам на средние дистилляты, связанных с высокой зависимостью сумм указанных акцизов от динамики цен на нефть (с учетом установленного Налоговым кодексом Российской Федерации формульного характера расчета ставки указанных акцизов) и особенностями их уплаты и возмещения.
Указанные факторы в сочетании со сложившейся динамикой цены на нефть привели к неравномерной динамике поступления и возмещения акциза (в период с середины 2020 года возмещение акциза превысило его поступление).
В связи с изложенным предлагается, начиная с 2022 года, передать доходы от акцизов на средние дистилляты в федеральный бюджет по нормативу 100% (в настоящее время 50% доходов от акцизов на средние дистилляты поступает в федеральный бюджет, 50% - в бюджеты субъектов). При этом предлагается компенсировать уменьшение доходов бюджетов субъектов Российской Федерации по сравнению с 2019 годом, когда в бюджеты субъектов Российской Федерации поступали положительные суммы акцизов на средние дистилляты, за счет передачи в бюджеты субъектов Российской Федерации (и распределения между ними по дифференцированным нормативам) дополнительно 4% доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, производимую на территории Российской Федерации (далее - акцизы на крепкий алкоголь), уменьшив таким образом часть акцизов на крепкий алкоголь, поступающую в настоящее время в федеральной бюджет.
Передача в бюджеты субъектов Российской Федерации дополнительно 4% акцизов на крепкий алкоголь позволит обеспечить поступление в региональные бюджеты порядка 9 млрд рублей, что соответствует объему поступления акцизов на средние дистилляты в бюджеты субъектов Российской Федерации до изменения подхода к расчету ставки акциза в 2020 году.
Таким образом, предлагаемая мера позволит исключить риски и неопределенность для бюджетов субъектов Российской Федерации, связанные с высокой степенью зависимости сумм акцизов на средние дистилляты от внешних факторов (в результате которых указанные акцизы могут принимать как положительные, так и отрицательные значения) и обеспечить поступление в региональные бюджеты доходов от стабильного источника, которым является часть акцизов на крепкий алкоголь.
В целях компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с проектируемыми в соответствии с проектом федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" изменениями в режиме налогообложения отраслей черной и цветной металлургии, угольной промышленности, а также сырья для производства минеральных удобрений (в частности, изменение ставок налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) и введение нового акциза) предусмотрена корректировка нормативов распределения доходов бюджетной системы в целях обеспечения зачисления в бюджеты регионов части дополнительных поступлений, связанных с изменением налоговых ставок, в размере выпадающих доходов по налогу на прибыль.
Доходы от НДПИ на черные и цветные металлы и минеральные удобрения, а также доходы от акциза на сталь жидкую в доход федерального бюджета будут зачислятся по нормативу 83%, в доход регионального бюджета поступит 17%. Для доходов от НДПИ на уголь коксующийся предусмотрен норматив 75% в федеральный бюджет и 25% в региональный бюджет.
Установление указанных нормативов позволит полностью компенсировать влияние роста ставок НДПИ и введения акциза на сталь жидкую на поступления налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации, при этом дополнительные поступления соответствующих видов НДПИ и акциза будут зачислены в бюджеты именно тех регионов, на территории которых происходит добыча полезных ископаемых и, соответственно, происходит общий рост уплаты указанных налогов.
Установление параметров "бюджетного правила" на бессрочной основе
Поправкой в статью 199 Кодекса предлагается установить на постоянной основе уровень первичного структурного дефицита, используемый для расчета предельных расходов федерального бюджета в рамках "бюджетного правила", что позволит на долгосрочной основе зафиксировать параметры определения бюджетных расходов. Размер первичного структурного дефицита при этом предлагается определять не в фиксированном объеме, а исходя из отношения к валовому внутреннему продукту - 0,5% от объема ВВП, указанного на соответствующий финансовый год в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Регулирование межбюджетных отношений
Законопроектом предлагается закрепить ежегодно применяемую в рамках федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации правоприменительную практику в части возможности использования образовавшихся по итогам отчетного финансового года остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных государственным внебюджетным фондам Российской Федерации, в очередном финансовом году на те же цели.
Соответствующие решения обусловлены социальной целевой направленностью межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам государственных внебюджетных фондов, а также учитывают, что большая часть обязательств Российской Федерации, выполняемых государственными внебюджетными фондами в рамках переданных полномочий, носит постоянный характер и не прекращается в очередном финансовом году.
Предоставление субъектам Российской Федерации бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов повлекло необходимость внесения предлагаемых законопроектом изменений в Кодекс с целью нераспространения на данный вид бюджетных кредитов ограничений для субъектов Российской Федерации по объемам заимствований, размещению средств бюджета субъекта Российской Федерации на банковских депозитах и других.
Перечень субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, в отношении которых допускается установление отличного от утвержденного Правительством Российской Федерации предельного уровня софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, дополняется субсидиями на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
В целях устранения правовой неопределенности при распределении межбюджетных трансфертов, не предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, предлагается включить в законопроект положения, прямо предусматривающие возможность распределения актами Правительства Российской Федерации субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования, увеличенные в результате внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета по установленным Кодексом основаниям, в том числе средства, зарезервированные в составе бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период.
Также в целях однозначного регулирования вопроса зачисления доходов в бюджеты федеральных территорий, законопроектом предлагается уточнить состав распространяемых на них положений Кодекса, определяющих бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации (субъектов Российской Федерации - городов федерального значения) в части формирования доходов бюджетов федеральных территорий и исключить полномочия в отношении муниципальных образований и местных бюджетов ввиду отсутствия деления федеральной территории "Сириус" на муниципальные образования.
Законопроектом предлагаются изменение в бюджетное законодательство Российской Федерации (Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 457-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), обеспечивающее возможность направления бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в результате образования экономии, не только на достижение целей региональных проектов, реализуемых в рамках федеральных проектов, но и на другие мероприятия федеральных проектов (государственных программ Российской Федерации), проводимые соответствующими субъектами Российской Федерации.
Регулирование правил предоставления субсидий юридическим лицам
Нормы Кодекса, устанавливающие требования к содержанию нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, регулирующих порядки предоставления субсидий юридическим лицам, предлагается конкретизировать в части требований о проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля условий предоставления субсидий, в том числе достижения результатов, установленных при предоставлении субсидий.
Также законопроектом предлагается исключить неоднозначность правоприменения норм, касающихся предоставления субсидии юридическим лицам в рамках соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и концессионных соглашений, предусмотрев, что такие субсидии являются самостоятельным видом субсидий, а не разновидностью субсидий, предоставляемых в целях финансового обеспечения (возмещения) фактически понесенных затрат и (или) недополученных доходов юридических лиц.
Изменения в пункт 15 статьи 241 Кодекса направлены на дальнейшее стимулирование деофшоризации в Российской Федерации. В качестве дополнительных ограничений на предоставление государственной поддержки юридическим лицам в форме субсидий и бюджетных инвестиций предлагается сократить с 50% до 25% возможность прямого или косвенного (через третьих лиц) офшорного владения в уставном капитале указанных юридических лиц. Минфину России предоставляется полномочие по утверждению перечня государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации. Изменения позволят учесть дополнительные юрисдикции (такие как Республика Кипр, Гонконг), которые не входят в предусмотренный действующей редакцией перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). Проектируемые изменения дополнительно направлены на минимизацию негативного влияния иностранных ограничительных мер, которые могут приводить к нарушению реализации прав российских собственников с офшорным владением активами в Российской Федерации (невозможности распоряжением активами, выплаты дивидендов и др.).
Предоставление грантов учреждениям, за исключением казенных учреждений, осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 78 Кодекса федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов непосредственно бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.
При этом в соответствии со статьей 138.1 Кодекса, предусматривается возможность для субъектов Российской Федерации предоставлять субсидии федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при предоставлении грантов федеральным государственным учреждениям из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что данные нормы вступают в противоречие, а в правоприменительной практике применяется норма статьи 78 Кодекса, реализация которой обеспечена принятыми подзаконными актами, норма статьи 138.1 Кодекса предлагается законопроектом к исключению.
Бюджетная отчетность и государственный (муниципальный) финансовый контроль
Законопроектом предлагается уточнить содержание ежеквартального и годового отчетов об исполнении федерального бюджета, предусмотрев представление в составе этих отчетов информации о расходах федерального бюджета, связанных с капитальными вложениями, независимо от включения объекта в федеральную адресную инвестиционную программу.
Указанное уточнение направлено на решение ряда проблем, связанных с расхождением информации о расходах федеральной адресной инвестиционной программы и данных отчетов об исполнении федерального бюджета, в частности, согласно законопроекту одновременно с отчетами будет представляться информация об осуществлении за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций и о предоставлении из федерального бюджета субсидий или бюджетных инвестиций юридическим лицам в целях осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства или приобретения объектов недвижимого имущества с распределением по объектам капитального строительства и объектам недвижимого имущества.
В связи с тем, что управление, распоряжение и использование имущества влечет у соответствующего публично-правового образования формирование доходов бюджета либо осуществление расходов бюджета (исполнение указанных полномочий непосредственно связано с поступлением и использованием бюджетных средств), законопроектом предлагается закрепить за органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля полномочие по осуществлению контроля за соблюдением положений правовых актов об управлении, распоряжении и использовании государственного (муниципального) имущества, влекущих возникновение доходов бюджета публично-правового образования.
Закрепление указанного полномочия позволит повысить эффективность контроля за использованием государственного (муниципального) имущества, увязав вопросы обоснованности осуществления расходов федерального бюджета на содержание государственного (муниципального) имущества с вопросами оценки эффективности использования государственного (муниципального) имущества и, как следствие, возникающими экономическими и социальными эффектами при его использовании.
Состав объектов государственного (муниципального) финансового контроля предлагается расширить, сняв установленный Кодексом критерий отнесения к указанным объектам исполнителей (поставщиков, подрядчиков) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, в виде наличия у них лицевых счетов в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
В соответствии с законопроектом в случае поступления поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или Министра финансов Российской Федерации о проведении контрольных мероприятий в отношении отдельных юридических лиц Счетная палата Российской Федерации и Федеральное казначейство получают право не проводить обязательную проверку главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, государственные (муниципальные) контракты.
Особенности расчетов по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
В соответствии с законопроектом определяется момент, когда считается исполненным денежное обязательство по договору участия в долевом строительстве, заключенному от имени публично-правового образования, и вводится норма о возврате денежных средств, находящихся на счетах эскроу, на единый счет соответствующего бюджета, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 491-ФЗ "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата" (далее - Федеральный закон N 491-ФЗ) введена возможность оказания государственной поддержки по обеспечению отдельными видами товаров, работ, услуг отдельных категорий граждан в форме электронного сертификата.
Электронный сертификат предоставляет гражданину, которому назначена мера поддержки, право на оплату за счет средств бюджета отдельных видов товаров, работ, услуг (инвалидных колясок, лекарственных препаратов и др.).
Электронный сертификат может выдаваться на срок более одного года.
В этих условиях, если гражданин своим правом не воспользовался в текущем году (не выбрал товар, работу, услугу), по итогам финансового года образуется остаток неиспользованных бюджетных ассигнований на указанные цели.
При этом по общему правилу средства бюджета, которые находятся не на едином счете бюджета (в данном случае - на отдельном казначейском счете), подлежат возврату по итогам года на единый счет бюджета.
Законопроект устанавливает особенности расчетов по оплате за счет средств бюджетов отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретенных отдельными категориями граждан с использованием электронного сертификата (с открытием отдельного казначейского счета), в том числе предусматривается возможность переноса остатков неиспользованных в отчетном году бюджетных ассигнований на сумму неисполненного сертификата, выданного гражданину.
В целях обеспечения возможности санкционирования оплаты в пользу арбитражного управляющего (в случае банкротства), правопреемника (в случае реорганизации юридического лица), наследника (в случае смерти поставщика (подрядчика исполнителя) законопроектом устанавливаются особенности исполнения денежного обязательства, возникшего на основании государственного (муниципального) контракта, позволяющие производить оплату в пользу указанных лиц.
Бюджетные полномочия Центрального банка Российской Федерации
Законопроектом также предлагаются изменения с целью совершенствования и оптимизации бюджетных полномочий Банка России по представлению информации о счетах и об остатках на счетах, централизации и консолидации указанной информации, повышения качества статистики государственных финансов, а также редакционные изменения, исключающие дублирование положений Кодекса.
Особенности финансового обеспечения деятельности казенных учреждений, находящихся за пределами территории Российской Федерации
В настоящее время законодательством Российской Федерации не установлены положения, регулирующие порядок формирования расходов по загранучреждениям в увязке с доходами от разрешенных видов деятельности.
Так, формирование данных расходов по загранучреждениям осуществляется главными распорядителями бюджетных средств без их учета при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и, соответственно, без участия Минфина России. Контроль за планированием указанных средств Минфином России не осуществляется.
При этом основанием использования указанных средств является пункт 26 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", согласно которому загранучреждения используют средства, полученные от приносящей доход деятельности в качестве дополнительного источника финансового обеспечения выполнения функций указанных учреждений сверх бюджетных ассигнований, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Законопроектом предлагается учитывать доходы, получаемые от приносящей доход деятельности, остатки средств федерального бюджета и остатки средств от приносящей доход деятельности на начало текущего финансового года, при планировании расходов, связанных с обеспечением деятельности зарубежных аппаратов федеральных государственных органов.
Приостановка отдельных положений Кодекса и закрепление особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2022 год
Для обеспечения долговой устойчивости региональных (местных) бюджетов предлагается пролонгировать на 2022 год приостановление норм, устанавливающих для субъектов и муниципалитетов ограничения в зависимости от группы долговой устойчивости (в части размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации (муниципальных ценных бумаг), осуществления государственных (муниципальных) заимствований субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием), объема расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга) и другие).
При этом, поскольку новое ограничение по объему расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга), составляющее 10%, предлагается приостановить, в 2022 году сохраняется действие ранее введенного ограничения в 15%.
Предлагается наделить субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, отнесенные к группам заемщиков с высокой и средней долговой устойчивостью, правом устанавливать своими законами (решениями) порядки использования "не связанных" остатков бюджетных ассигнований, которые могут по аналогии с регулированием данного вопроса на федеральном уровне, предусматривать направление таких остатков в резервный фонд высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом до 1 января 2023 г. указанное право будет предоставлено всем субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям.
Предлагаемое законопроектом продление государственной регистрации условий эмиссии ценных бумаг до 1 января 2023 г. связано с отсрочкой до 2023 года вступления в силу положений об обязательном согласовании Минфином России программ заимствований для субъектов Российской Федерации, отнесенных к группам с низкой и средней долговой устойчивостью.
В рамках расчета предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов при уточнении законодательно установленного объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда в соответствии с положением статьи 179.4 Кодекса объем Федерального дорожного фонда на 2024 год определен с учетом коэффициента 0,36.
Вместе с тем согласно действующей редакции Кодекса с 2024 года будет применяться коэффициент 0,83.
Коэффициент 0,36 в 2022 и 2023 годах установлен в целях недопущения необоснованного увеличения расходов в рамках Федерального дорожного фонда.
Применение значения коэффициента 0,83 приведет к возникновению рисков неполного кассового освоения средств федерального бюджета.
В рамках исполнения указания Президента Российской Федерации от 5 марта 2021 г. N Пр-360 и поручения Правительства Российской Федерации от 12 марта 2021 г. N МХ-П49-3039 Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 247-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" уточнены нормативы зачисления в федеральный бюджет в 2022 - 2024 годы акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, являющихся источником формирования дорожных фондов.
Таким образом, объем дополнительных доходов федерального бюджета, направляемых на увеличение объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда, составит в 2024 году порядка 219,2 млрд. рублей. Соответствующий объем учтен в предельных базовых бюджетных ассигнованиях на 2022 - 2024 годы.
В этой связи предлагается установить значение коэффициента 0,36 на 2024 год включительно.
В связи с обращениями руководителей высших органов исполнительной власти и финансовых органов субъектов Российской Федерации с предложениями по введению дополнительных мер по обеспечению исполнения в полном объеме социальных обязательств и устойчивости региональных бюджетов дотационных субъектов Российской Федерации предлагается распространить на финансовые органы таких субъектов Российской Федерации, а также финансовые органы муниципальных образований право не возвращать привлеченные на единые счета бюджетов средства юридических лиц при завершении текущего финансового года.
Указанная мера не повлияет на своевременность исполнения обязательств соответствующими юридическими лицами, так как обязанность осуществить возврат привлеченных средств на казначейские счета, с которых они были ранее перечислены, не позднее второго рабочего дня, следующего за днем приема к исполнению распоряжений получателей указанных средств, закреплена в отношении финансовых органов всех субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Законопроектом предлагается сохранить в 2022 году норму, позволяющую не привлекать должностных лиц учреждений к административной ответственности за невыполнение государственного (муниципального) задания, предусматривающую, что установленное на 2021 году государственное (муниципальное) задание не признается невыполненным в случае недостижения его показателей, в связи с введенным в 2021 году приостановлением (ограничением) деятельности учреждений, связанным с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.
Также сохраняется норма о запрете размещения субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) с кредитным рейтингом ниже устанавливаемого Правительством Российской Федерации уровня государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации (муниципальных ценных бумаг) с доходностью выше ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (Банка России), увеличенной на 1 процентный пункт.
Законопроектом предлагается продлить срок действия временной нормы, предусматривающей направление доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета на 2024 год.
Законопроект вступит в силу со дня официального опубликования. Отдельные положения законопроекта также вводятся в действие с 1 января 2022 г. и 1 января 2023 г. в зависимости от вступления в силу положений законов о бюджетах, при исполнении которых планируется применение соответствующих норм.
Принятие и реализация законопроекта не приведут к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Законопроект не оказывает влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые к реализации решения законопроекта не повлекут отрицательных социально-экономических последствий и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"
Проектом Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (далее - законопроект) предлагается передать доходы от акцизов на средние дистилляты, производимые на территории Российской Федерации, с 2022 года в федеральный бюджет по нормативу 100% (в настоящее время 50% доходов от акцизов на средние дистилляты поступает в федеральный бюджет, 50% - в бюджеты субъектов) и компенсировать выпадающие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, в которые ранее поступали положительные суммы акцизов на средние дистилляты, за счёт передачи им (по дифференцированным нормативам) дополнительной части доходов от акцизов на алкоголь крепостью свыше 9%.
В настоящее время 20% доходов от акцизов на алкоголь крепостью свыше 9% поступают в федеральный бюджет и 80% - в бюджеты субъектов Российской Федерации. Передача в региональные бюджеты дополнительно 4% акцизов на крепкий алкоголь (в условиях действующих ставок акциза) позволит обеспечить поступление в них порядка 9 млрд. рублей в год при поступлении сальдо акцизов на средние дистилляты в региональные бюджеты (в суммарном объеме с учетом возмещений) в размере 8,4 млрд. рублей в 2018 году, 8,3 млрд. рублей в 2019 году и 5,3 млрд. рублей в 2020 году. В расчете не учитываются поступления 2020 года в связи с нестабильностью и формированием зависимости ставки акциза от цены на нефть.
Предлагается распределять дополнительные 4% доходов от акцизов на крепкий алкоголь по дифференцированным нормативам, разработанным на основе средней доли положительных поступлений акцизов на средние дистилляты в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2018 и 2019 гг., которая характеризует объемы их производства в соответствующие годы. При расчете предлагаемых дифференцированных нормативов учтены субъекты с положительными поступлениями акцизов на средние дистилляты в указанный период, доля которых составляла более 0,2% от общей суммы положительных поступлений.
Проектируемые в соответствии с проектом федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" изменения в режиме налогообложения отраслей черной и цветной металлургии, угольной промышленности, а также сырья для производства минеральных удобрений (в частности, изменение ставок налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) и введение нового акциза) приведут к существенному увеличению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Дополнительные доходы бюджетной системы в части НДПИ и вводимого акциза на сталь жидкую в 2022 году составят порядка 179 млрд. рублей, в 2023 году - 173 млрд. рублей, в 2024 году - 170 млрд. рублей. Указанное изменение налогообложения окажет косвенное влияние на доходы региональных бюджетов за счет снижения поступлений налога на прибыль организаций. По имеющейся оценке, снижение поступлений региональной части налога на прибыль организаций в 2022 году составит порядка 30 млрд. рублей, в 2023 - 2024 годах - порядка 29 млрд. рублей.
В целях компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации предусмотрено установление новых нормативов распределения отдельных доходов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (далее - законопроект) не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления или изменения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие законопроекта потребует издания постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил принятия решений о внесении изменений в сводную бюджетную роспись в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации государственных программ Российской Федерации".
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: ноябрь 2021 г.
Принятие законопроекта потребует внесение изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1705 "Об утверждении Правил списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам и перечня подлежащих зачислению в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, в объеме фактического поступления которых Правительство Российской Федерации вправе списать задолженность субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам".
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: октябрь 2021 г.
Принятие законопроекта потребует внесение изменения в приказ Минфина России от 27 августа 2018 г. N 184н "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также утверждения (изменения) лимитов бюджетных обязательств" (в части присвоения кодов вида изменений, вносимых в сводную бюджетную роспись федерального бюджета по устанавливаемым законопроектом основаниям).
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: октябрь 2021 г.
Принятие законопроекта потребует внесение изменения в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 61н "Об утверждении Порядка направления Федеральным казначейством и его территориальными органами представлений о приостановлении операций по счетам в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, открытым в подразделениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях в нарушение законодательства Российской Федерации, и перевода остатков денежных средств с указанных счетов".
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: ноябрь 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.