Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1260569-7 "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено ограничение оборотоспособности земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - ЗСО).
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещается или ограничивается в случаях и порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
В соответствии с частью 2 статьи 38 Закона N 52-ФЗ разработка санитарных правил должна предусматривать в том числе установление критериев безопасности и (или) безвредности, гигиенических и иных нормативов факторов среды обитания.
В настоящее время действует СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).
В соответствии со статьями 10 и 11 Закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Исходя из пункта 2.3.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 второй пояс ЗСО водотоков (реки, каналы) и водоемов (водохранилища, озера) при значительной протяженности может иметь ширину свыше двух километров.
При этом запрет на предоставление в собственность земельных участков, расположенных во втором поясе ЗСО, в санитарном законодательстве отсутствует, на граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц возлагаются равные обязанности по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований вне зависимости от вида имущественного права на земельный участок или объект.
Таким образом, сам по себе запрет на предоставление земельных участков во втором поясе ЗСО в собственность не влияет на обязанность правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Нанесение ущерба источникам питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не зависит от вида права, в соответствии с которым предоставлен земельный участок, и может быть осуществлено как собственником, так и арендатором земельного участка. Причем эффективность привлечения к ответственности собственника земельного участка выше, чем арендатора, за счет возможности обращения взыскания на земельный участок или объект недвижимости в счет уплаты штрафа.
В силу статьи 1 Закона N 52-ФЗ федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - это деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Согласно статье 55 Закона N 52-ФЗ за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 57 Закона N 52-ФЗ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного обеспечение надлежащего состояния водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, предусматривается посредством реализации положений санитарного законодательства, которым установлены единые требования к правообладателям земельных участков.
Таким образом, предлагаемое изменение не создает дополнительных рисков загрязнения источников питьевого водоснабжения, поскольку соблюдение требований санитарного законодательства не зависит от вида права на земельный участок.
Вместе с тем предусмотренные действующей редакцией подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения в виде запрета на предоставление земельных участков во втором поясе ЗСО в собственность оказывают существенное влияние на поступление доходов в региональные и местные бюджеты от продажи земельных участков.
При этом, например, за период с 1980 года по 2010 год (годы введения действующих ограничений по второму поясу ЗСО Московского водопровода) в границах второго пояса ЗСО в Московской области были построены 7466 объектов капитального строительства, включая 33 многоквартирных жилых дома, 5255 индивидуальных жилых домов, 2153 объекта нежилого назначения, включая промышленные объекты, объекты торговли и логистические комплексы. Между тем указанные выше ограничения препятствуют реализации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами предусмотренного статьями 39.3, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации права на предоставление в собственность земельных участков под принадлежащими им на праве собственности объектами недвижимости, в том числе бесплатно (в отношении собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах, собственников индивидуальных жилых домов, право собственности на которые возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации).
Отмена указанного выше ограничения позволит мобилизовать в консолидированный бюджет только Московской области не менее 4,5 млрд. рублей ежегодно в виде доходов от продажи и перераспределения земельных участков в порядке статей 39.20 и 39.27, 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Запрет на предоставление в собственность земельных участков во втором поясе ЗСО также распространяется на основные водотоки, каналы, водохранилища и притоки 1 порядка, расположенные на территории г. Москвы, Тверской и Смоленской областей, а также на ЗСО гидроузлов в регионах Поволжья и Сибири.
Следует также отметить, что в силу исторических особенностей развития территории в границах второго пояса ЗСО рек, каналов, водохранилищ расположены крупные промышленные предприятия, транспортные и логистические центры, а также индивидуальные жилые дома.
Соответственно, отмена предусмотренного подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения на предоставление земельных участков в границах второго пояса ЗСО в собственность имеет экономическое и социальное значение.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация норм законопроекта не окажет существенного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.