Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1260570-7 "О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан Минсельхозом России во исполнение частей 7 и 8 подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 ноября 2015 г. N Пр-2338 ГС.
Целью законопроекта является совершенствование порядка взимания сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) в сфере рыбохозяйственного комплекса, в том числе создание механизма уплаты сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов с предоставлением льгот для повышения экономической эффективности их освоения при осуществлении рыболовства. Таким повышением экономической эффективности является увеличение объемов и доли выпуска продукции из водных биоресурсов высокой степени переработки, осуществление рыболовства с использованием новых судов рыбопромыслового флота, обеспечение сырьем береговых рыбоперерабатывающих предприятий.
Сбор за пользование объектами водных биоресурсов был установлен с 1 января 2004 г. после введения в действие главы 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено установление новых размеров ставок сбора за пользование объектами водных биоресурсов, за исключением морских млекопитающих, во внутренних водных объектах (реках, водохранилищах, озерах) и во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации.
Экономическая эффективность влияния новых значений ставок сбора за пользование объектами водных биоресурсов определялась на основе соотношения значения ставки сбора за каждый объект водных биоресурсов и средней цены, установленной производителями на продукцию из данного вида водных биоресурсов за предыдущие годы с начала разработки до 2020 года. К определению новых значений ставок применен единый подход: за каждый объект водных биоресурсов ставка рассчитана на уровне 4,8% средней цены, устанавливаемой производителями при реализации продукции из данного вида водных биоресурсов.
Законопроектом предлагается установить минимальное значение ставок сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в размере 150 рублей за тонну, за исключением водорослей, для которых установлено значение ставки сбора в размере 50 рублей за тонн. Для неценных и добываемых в большей степени для личного потребления видов рыб, обитающих в Балтийском и Каспийском рыбохозяйственных бассейнах (ряпушка, лещ, щука, налим, колюшка, плотва, ерш, снеток, чехонь, красноперка, густера, линь, окунь, карась) предлагается сохранить действующий размер ставки сбора за пользование указанными видами водных биологических ресурсов, составляющий 20 рублей за тонну.
Данное соотношение значения ставки сбора за каждый объект водных биоресурсов и средней цены при определении значений ставок сбора за пользование объектами водных биоресурсов было установлено по аналогии со ставками по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении (за исключением попутного газа), предусмотренными подпунктом 4 пункта 2.1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации. Исключением являются предлагаемые законопроектом ставки сборов для горбуши, креветки северной и креветки гребенчатой, сельди охотоморской. В ином случае за горбушу пришлось бы установить ставку в размере 15 800 рублей (действующая ставка - 3500 рублей), за сельдь охотоморскую - 1800 рублей (действующая ставка - 400 рублей). Данные виды водных биоресурсов являются социально значимыми для потребления в Российской Федерации, в особенности на Дальнем Востоке, где основной объем добычи (вылова) водных биоресурсов поставляется на рынок Российской Федерации (экспорт не превышает 10% - 15% в зависимости от года). Добыча указанных видов креветки сопряжена с высокими затратами и тяжелыми условиями промысла, и установление в отношении указанных объектов более высоких значений ставок сбора приведет к недоосвоению данных видов водных биоресурсов.
Учитывая стабильный ежегодный объем добычи (вылова) минтая в Охотском море (в данном районе добычи) - 1523 тыс. тонн за 2019 год и среднюю цену за 1 килограмм в 2017 - 2019 годах в размере 83,9 рубля за килограмм, ставка сбора за данный вид биоресурсов увеличена до 4300 рублей за тонну.
По итогам 2016 - 2019 годов средняя цена на нерку составляла 425 рублей за килограмм, при этом нерка относится к высоколиквидным валютоемким объектам промысла и не относится к социально значимой продукции, в основном поставляется на экспорт.
Также за период 2016 - 2019 годов курс доллара США вырос в среднем на 35% - 40% (с 58,6 рубля до 79,3 рубля за доллар США). Таким образом, возможно увеличить размер ставки сбора по нерке до 30 000 рублей за тонну.
Значение новой ставки сбора на сельдь Азово-Черноморского бассейна приравнена к единой действующей ставке сбора за сельдь, добываемую (вылавливаемую) в Дальневосточном и Северном рыбохозяйственных бассейнах (400 рублей).
Кальмар подзоны Приморье относится к водным биоресурсам, в отношении которых общий допустимый улов не устанавливается. Его вылов не превышает 0,2% от рекомендуемого объема вылова (231 тонна). В целях исключения рисков снижения текущего объема добычи (вылова) и незначительного влияния на величину доходов от уплаты сборов в бюджет Российской Федерации ставка сбора на данный вид водных биоресурсов осталась на прежнем уровне.
Учитывая ежегодное снижение общего допустимого улова трески Балтийского бассейна, незначительный объем добычи (вылова) и низкую долю доходов от уплаты сборов в бюджет Российской Федерации, а также в связи с ее более низкими потребительскими и пищевыми качествами по сравнению с треской, добытой (выловленной) в Дальневосточном и Северном рыбохозяйственных бассейнах, ставка сбора на данный вид биоресурсов осталась на прежнем уровне.
Аналогичная ситуация сложилась с атлантическим лососем (балтийским лососем), горбушей Северного рыбохозяйственного бассейна и атлантическим лососем, обитающим во внутренних водных объектах (реки, водохранилища, озера).
Законопроектом предусмотрено включение "самостоятельных" (отдельных) позиций в отдельные разделы, а именно выделение артемии, добыча (вылов) которой осуществляется из естественной среды обитания - Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна (внутренние морские воды и территориальное море, исключительная экономическая зона Российской Федерации в Черном море, районы Азовского моря с Таганрогским заливом, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации в отношении рыболовства), а также камбалы, добыча (вылов) которой осуществляется из естественной среды обитания - Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона Российской Федерации и континентальный шельф Российской Федерации в Чукотском, Восточно-Сибирском, Беринговом, Охотском, Японском морях и Тихом океане), в отдельный вид, подлежащий обложению сбором за пользование объектами водных биоресурсов. Это обусловлено тем, что указанные водные биоресурсы включены в перечень ценных и особо ценных видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, утвержденный приказом Росрыболовства от 16 марта 2009 г. N 191. При этом исключена возможность для рыбодобытчиков занижать сумму сбора, умышленно изменяя место добычи (вылова) указанных видов водных биоресурсов.
Аналогичная ситуация складывается и с горбушей, добытой (выловленной) из естественной среды обитания - Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона Российской Федерации и континентальный шельф Российской Федерации в Чукотском, Восточно-Сибирском, Беринговом, Охотском, Японском морях и Тихом океане). Горбуша включена в раздел в качестве самостоятельной позиции в целях исключения случаев уменьшения сумм сборов за пользование объектами водных биоресурсов путем предоставления отчетности по ее вылову как объекта добычи (вылова) водных биоресурсов во внутренних водных объектах (реки, водохранилища, озера).
Также законопроектом исключается отдельная позиция "сом р. Волга" в разделе "Внутренние водные объекты реки, водохранилища, озера" из перечня объектов, для которых отдельно установлена ставка сбора. В указанном разделе остается позиция "сом" как вид водного биоресурса.
Исключение позиции "сом р. Волга" связано с отсутствием видовой особенности, а также особенностей осуществления добычи (вылова) сома в различных водных объектах. Кроме того, объединение позиций "сом" и "сом р. Волга" упрощает администрирование уплаты сбора за пользование объектами водных биоресурсов.
Также законопроектом введена отдельная позиция "корюшка" в разделе "Балтийский бассейн (внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона Российской Федерации и континентальный шельф Российской Федерации в Балтийском море, Вислинском, Куршском и Финском заливах)", в связи с тем, что стоимость корюшки в объектах розничной торговли значительно превышает стоимость иных видов рыб, включенных с ней в одну позицию и для которых установлено значение ставки сбора в размере 20 рублей за тонну.
Учитывая изложенное, для корюшки, указанной в разделе "Балтийский бассейн (внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона Российской Федерации и континентальный шельф Российской Федерации в Балтийском море, Вислинском, Куршском и Финском заливах)" установить значение ставки сбора в размере 50 рублей за тонну.
В целях создания механизма индексации ставок сбора за пользование объектами водных биоресурсов законопроектом предлагается применять при их расчете коэффициент-дефлятор начиная с 2022 года, устанавливаемый в соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации на соответствующий календарный год.
Ставки сбора за каждый объект водных биоресурсов в размере 0 рублей в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 333.3 Налогового кодекса Российской Федерации, для объектов водных биоресурсов, включая морских млекопитающих, остаются без изменения. При этом понятие "рыболовство в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов" заменено понятием "рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства)", что соответствует статье 16 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве).
Законопроектом не предусматривается изменение льгот по уплате сбора за пользование объектами водных биоресурсов по ставке в размере 15% для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций на пятилетний период с учетом планируемого года принятия Федерального закона.
Указанный период, в течение которого не изменяется 15-процентная ставка сбора для градо- и поселкообразующих организаций, установлен с учетом выполнения ими функций по социально-экономическому развитию населенных пунктов, в которых они зарегистрированы, в целях создания условий по готовности указанных организаций к внедрению новых технологий переработки уловов водных биоресурсов и выпуска продукции высокой степени переработки, к обновлению судов рыбопромыслового флота, используемых указанными организациями.
В целях исключения рисков возможного изменения рыбохозяйственными организациями организационно-правовой формы в целях получения указанной льготы предлагается установление дополнительного критерия отнесения рыбохозяйственных организаций к градо- и поселкообразующим в части их регистрации в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации до 1 января 2021 г.
Законопроектом предлагается исключить возможность применения льгот по уплате сборов за пользование водными биологическими ресурсами в течение устанавливаемого законопроектом переходного пятилетнего периода для рыболовецких артелей (колхозов). При этом рыболовецкие колхозы, являющиеся градо- и поселкообразующими рыбохозяйственными организациями, продолжат пользоваться такой льготой в указанный пятилетний срок.
Пункт 9 действующей статьи 333.3 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым предусмотрена льготная ставка сбора (15%) за пользование водными биоресурсами, распространяется практически на все добывающие организации рыбохозяйственного комплекса, в связи с чем законопроектом предлагается признать указанный пункт утратившим силу.
Законопроектом предусмотрено предоставление льготы (вычета) в случае уплаты сборов за пользование объектами водных биоресурсов при переработке уловов водных биоресурсов на судах рыбопромыслового флота или предприятиях как имущественных комплексах, предусмотренных статьей 132 Гражданского кодекса Российской Федерации, предназначенных для производства рыбной и иной продукции и простроенных на территории Российской Федерации, в случае выпуска продукции высокой степени переработки. Перечень видов продукции в целях предоставления льготы и порядок расчета такого вычета будут утверждаться Правительством Российской Федерации.
Вычет предлагается также установить в случае осуществления рыболовства на новых судах рыбопромыслового флота, построенных на отечественных верфях. Данный вычет не применяется в отношении сбора за пользование объектами водных биоресурсов, добытых (выловленных) при освоении квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства.
Льгота будет предоставляться при осуществлении прибрежного рыболовства, предусматривающего доставку уловов в свежем и охлажденном виде на территорию прибрежных субъектов Российской Федерации. В настоящее время 90% таких уловов идет на переработку на береговых фабриках и около 10% реализуется на потребительском рынке Российской Федерации.
Плательщик сбора сможет воспользоваться одним из трех видов вычета. Все вычеты будут предоставляться в едином размере, равном 85%. Законопроектом предусмотрена возможность применения вычета плательщиком в течение двух лет, так как возможны случаи, когда плательщик сбора не сможет воспользоваться вычетом в течение года (например, при уменьшении ежегодного общего допустимого объема улова по отдельным видам водных биоресурсов).
Пунктом 2 статьи 333.5 Налогового кодекса Российской Федерации сумма разового взноса, уплачиваемого плательщиками сбора за пользование объектами водных биоресурсов при получении разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%.
Законопроектом предлагается установить размер разового взноса - 15% исчисленной суммы сбора за пользование объектами водных биоресурсов в целях упрощения порядка и администрирования уплаты сборов с учетом предоставления льгот по применению вычета в размере 85%.
При получении разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов все плательщики уплачивают разовый взнос. Плательщикам, которым будет подтверждено применение льготы, не придется осуществлять дальнейшие платежи.
Плательщики, которым льгота не предоставлена, будут выплачивать оставшуюся сумму сбора, определяемую как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.
Установление размера разового взноса - 15% исчисленной суммы сбора за пользование объектами водных биоресурсов не приведет к существенному изъятию денежных средств у плательщика из хозяйственного оборота. В соответствии с произведенными оценочными расчетами уплата разового взноса в размере 15% составит 0,7% выручки плательщика сбора (производителя) при реализации продукции из водных биоресурсов, на которые ему будет предоставлено разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов. В случае сохранения величины разового взноса в размере 10% он составляет 0,5% указанной выручки.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования). Предмет регулирования законопроекта не относится к соответствующему виду государственного контроля (надзора), виду разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиям несоблюдения обязательных требований.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", по оценке Минсельхоза России, позволит увеличить в десять раз (с 2,2 млрд. рублей до 21 млрд. рублей) налоговые поступления от сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов в бюджетную систему Российской Федерации, при этом налоговая нагрузка на предприятия отрасли возрастет с 7,8% до 13% (в 1,6 раза). Даже с учетом предлагаемых вычетов, по прогнозу Минсельхоза России, налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации увеличатся в 6 раз.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребуют принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня водных биологических ресурсов и видов производимой из них рыбной и иной продукции в целях определения суммы вычета при уплате сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов".
Обоснование необходимости разработки акта: абзац четвертый пункта 3 статьи 1 Федерального закона.
Примерный срок подготовки: не позднее 90 дней со дня подписания Федерального закона.
Сведения об исполнителях: Минсельхоз России, Минфин России, Минэкономразвития России.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка осуществления взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в целях подтверждения предоставленных вычетов плательщикам, которым на праве собственности или на основании договора финансовой аренды (договора лизинга) принадлежат предприятия как имущественные комплексы, предназначенные для производства рыбной и иной продукции и построенные на территории Российской Федерации".
Обоснование необходимости разработки акта: абзац тринадцатый пункта 3 статьи 1 Федерального закона.
Примерный срок подготовки: не позднее 180 дней со дня подписания Федерального закона.
Сведения об исполнителях: Минсельхоз России, Минфин России, Минэкономразвития России.
3. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. N 444".
Обоснование необходимости подготовки: абзац тридцать четвертый пункта 3 статьи 1 Федерального закона.
Примерный срок подготовки: не позднее 90 дней со дня подписания Федерального закона.
Сведения об исполнителях: Минсельхоз России, Минфин России, Минэкономразвития России.
4. Приказ Минсельхоза России "Об утверждении коэффициентов норм расхода добытых (выловленных) видов водных биологических ресурсов на единицу произведенной продукции из определенных их видов".
Обоснование необходимости разработки акта: абзац одиннадцатый пункта 3 статьи 1 Федерального закона.
Примерный срок подготовки: не позднее 90 дней со дня подписания Федерального закона.
Сведения об исполнителях: Минсельхоз России, Росрыболовство.
5. Приказ Минсельхоза России "Об утверждении формы заявления о подтверждении обоснованности применения вычета по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов и перечня подтверждающих документов, представляемых в указанных целях".
Обоснование необходимости разработки акта: абзац двадцать шестой пункта 3 статьи 1 Федерального закона.
Примерный срок подготовки: не позднее 90 дней со дня подписания Федерального закона.
Сведения об исполнителях: Минсельхоз России, Росрыболовство, ФНС России.
6. Приказ Минсельхоза России "Об утверждении формы подтверждения обоснованности применения вычета по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (отказа в подтверждении обоснованности применения вычета по уплате сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов) плательщику сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов и способа его уведомления".
Обоснование необходимости разработки акта: абзац тридцать третий пункта 3 статьи 1 Федерального закона.
Примерный срок подготовки: не позднее 90 дней со дня подписания Федерального закона.
Сведения об исполнителях: Минсельхоз России, Росрыболовство, ФНС России.
7. Приказ Минсельхоза России "Об утверждении порядка учета информации о размерах вычетов по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов".
Обоснование необходимости разработки акта: абзац тридцать четвертый пункта 3 статьи 1 Федерального закона.
Примерный срок подготовки: не позднее 90 дней со дня подписания Федерального закона.
Сведения об исполнителях: Минсельхоз России, Росрыболовство, ФНС России.
8. Приказ ФНС России "Об утверждении форм и форматов представляемых в налоговые органы в электронной форме сведений органами, выдающими в установленном порядке разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов".
Обоснование необходимости разработки акта: пункт 5 статьи 1 Федерального закона.
Примерный срок подготовки: не позднее 180 дней со дня подписания Федерального закона.
Сведения об исполнителях: ФНС России, Минсельхоз России, Росрыболовство.
Принятие и реализация Федерального закона потребуют издания приказа ФНС России "О внесении изменений в приказ ФНС России от 26 февраля 2006 г. N САЭ-3-21/111@ "Об утверждении формы сведений о выданных разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов, суммах и сроках уплаты сбора за добычу (вылов) водных биологических ресурсов".
Обоснование необходимости разработки акта: пункт 5 статьи 1 Федерального закона.
Примерный срок подготовки: не позднее 180 дней со дня подписания Федерального закона.
Сведения об исполнителях: ФНС России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.