Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1262117-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" в части установления индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию"
Досье на проект федерального закона
С 1 января 2016 года была отменена индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера, страховой пенсии пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Применение данной меры крайне негативно сказалось на финансовом положении пенсионеров и привело к существенному снижению покупательной способности граждан.
Кроме того, в качестве ответной меры со стороны граждан последовало резкое сокращение числа работающих пенсионеров.
По данным Росстата по состоянию на 1 января 2016 года в России насчитывалось 15 259 000 работающих пенсионеров. Однако в докладе Счётной палаты РФ об исполнении бюджета приводится информация о резком сокращении числа работающих пенсионеров за I квартал 2016 года с 15 млн. человек до 9,6 млн. человек. Вследствие этого не удалось добиться реальной экономии на отказе от индексаций выплат работающим пенсионерам, более того, пришлось дополнительно выделить на межбюджетный трансферт по обязательному пенсионному страхованию ещё 40,6 млрд. рублей.
Важно отметить, что только часть пенсионеров действительно прекратила трудовые отношения, большая же часть перешла на получение "серой зарплаты".
Этому способствуют также нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которым уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Такой подход приводит к тому, что пенсионеры работают "нелегально" (без оформления документов, по чужим документам, на половину ставки), чтобы в отношении них не уплачивались страховые взносы и не подавались данные персонифицированного учёта. Соответственно происходит нарушение трудового и пенсионного законодательства. Кроме того, данная ситуация приводит к снижению поступления страховых взносов.
Следует также отметить негативное отношение к существующему положению вещей как со стороны работающих, так и со стороны неработающих пенсионеров, что вызывает рост социальной напряжённости и подрывает доверие к пенсионной системе в целом.
Законопроектом предусмотрен возврат к индексации пенсий для работающих пенсионеров в 2022 году.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" в части установления индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию"
Принятие проекта федерального закона, предусматривающего возобновление индексации с 1 января 2022 года пенсий работающим пенсионерам, пенсия которых не была проиндексирована, повлечёт дополнительные расходы Пенсионного фонда Российской Федерации в 2022 году в размере около 400 млрд. рублей.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" в части установления индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" в части установления индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию" не повлечёт необходимости принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.