Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросу совершенствования института банкротства от 5 декабря 2019 г. N Пр-2485.
Законопроект направлен на комплексное реформирование института несостоятельности (банкротства), в том числе на расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, повышение гарантий независимости арбитражных управляющих, совершенствование системы саморегулирования в этой сфере, порядка проведения торгов.
В соответствии со статистикой Единого федерального реестра сведений о банкротстве за 2019 - 2020 годы доля удовлетворенных требований кредиторов составляет менее 5%; доля процедур, в которых выплаты кредиторам не производились, около 60%; доля ежегодно вводимых реабилитационных процедур банкротства организаций составляет менее 2%.
Для разрешения сложившейся негативной ситуации и с учетом международной практики законопроектом предлагается создать новую реабилитационную процедуру - реструктуризацию долгов, направленную на восстановление платежеспособности должника и сохранение бизнеса.
С целью создания дополнительных стимулов для использования должниками реабилитационных механизмов, в случае введении процедуры реструктуризации долгов предусматривается возможность предоставления должнику инвестиционного налогового кредита.
Законопроектом предусматривается сохранение существующих реабилитационных процедур внешнего управления и финансового оздоровления, поскольку в отношении данных процедур уже выработана судебная практика, которая формировалась на протяжении более 18 лет и позволила разъяснить значительное число узкоспециальных процедурных вопросов, которые в принципе не могут быть урегулированы на уровне федерального закона. В случае введения новой процедуры реструктуризации в качестве единственной реабилитационной процедуры, наработанные судебной практикой подходы, окажутся к ней не применимы, что крайне негативно отразится на правовой определенности и доверии участников гражданского оборота к новой процедуре и законодательству о банкротстве в целом.
В связи с изложенным, решение об исключении из Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) процедур внешнего управления и финансового оздоровления следует принимать по результатам апробирования новой процедуры реструктуризации долгов на протяжении не менее, чем трехлетнего периода. При таких условиях процедура наблюдения также подлежит сохранению, поскольку данная процедура является необходимой основой для проведения процедур внешнего управления и финансового оздоровления.
Одновременно изменяются порядок отбора арбитражных управляющих для проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве - предусматривается возможность их балльного оценивания и ранжирования на основе объективных показателей, а также отбор арбитражных управляющих с использованием механизма случайного выбора.
С учетом необходимости обеспечения независимости арбитражных управляющих повышаются финансово-правовые гарантии деятельности арбитражных управляющих, в том числе увеличивается размер вознаграждения арбитражных управляющих, предусматривается его ежегодная индексация.
Согласно Концепции по развитию законодательства о страховании ответственности арбитражных управляющих, подготовленной Банком России, в настоящее время реализация инструмента страхования имущественной ответственности арбитражных управляющих осложнена отказами со стороны страховщиков в страховании ответственности арбитражных управляющих, большинство страховых организаций уходит из данного сегмента.
В сложившейся ситуации страховщики де-факто осуществляют допуск арбитражных управляющих к осуществлению профессиональной деятельности, что ставит последних в зависимость от заинтересованности страховщиков в заключении договоров страхования, отсутствие которой может быть связано с непрозрачностью соответствующей сферы деятельности, сложностью оценки страхового риска или недостаточной емкостью страхового рынка.
Вместе с тем в зарубежных источниках права установление, наряду со страхованием, иных способов обеспечения финансовой ответственности рассматривается в качестве лучшей практики. Такой подход позволяет субъекту профессиональной деятельности выбирать в наибольшей степени отвечающий его интересам способ обеспечения ответственности либо использовать сочетание таких способов. При наличии иных доступных способов обеспечения ответственности конкретный субъект в значительно меньшей степени зависит от страховщиков.
С целью решения обозначенной проблемы законопроект предусматривает введение альтернативного страхованию способа обеспечения имущественной ответственности арбитражных управляющих - независимой гарантии.
Кроме того, саморегулируемой организации арбитражных управляющих предоставляется право отказаться от применения указанных выше способов обеспечения имущественной ответственности своих членов - арбитражных управляющих и создать целевой фонд для дополнительного обеспечения их ответственности. По существу, в данном случае применяется метод резервирования денежных средств (самострахование).
В настоящее время сведения о банкротстве публикуются в электронной и бумажной версиях издания "Коммерсантъ", размещаются в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, а судебные акты арбитражного суда по делам о банкротстве публикуются на общедоступном официальном информационно-справочном ресурсе "Картотека арбитражных дел".
Публикация сведений о банкротстве в печатной версии газеты приводит к дублированию как информации, так и расходов на публикации, поскольку размещение таких сведений является платным. Средняя стоимость одной публикации достигает 10 000 рублей. Газета "Коммерсантъ" выпускается только в 17 крупных городах России, в связи с чем, данное печатное издание является гораздо менее доступным, чем сеть Интернет, следовательно, упразднение таких публикаций не приведет к нарушению прав кредиторов и иных заинтересованных лиц, между тем, существенно снизит затраты на ведение процедур банкротства. К недостаткам опубликования сведений в газете также стоит отнести и малоинформативность публикаций, которые содержат в себе лишь указание на определенный факт, произошедший с контрагентом, а для получения более полной информации необходимо обратиться в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.
В целях совершенствования механизмов раскрытия информации о банкротстве должника и снижения расходов на ведение процедур банкротства, законопроектом признаются утратившими силу положения закона о необходимости опубликования сведений о банкротстве в печатном издании.
Предусмотренный действующей редакцией Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" механизм продажи имущества должника не позволяет достичь заявленных целей законопроекта из-за продолжительности проведения мероприятий, необходимых для его продажи.
В связи с этим в целях предупреждения убыточной финансово-хозяйственной деятельности должника, снижения расходов на проведение торгов, ускорения сроков их проведения и минимизации случаев признания торгов несостоявшимися предлагаются изменения в части определения начальной цены продажи имущества должников и новый механизм проведения торгов, в ходе которых в рамках одной процедуры торги будут идти на повышение цены, затем - при отсутствии заявок - цена будет снижаться до поступления первого предложения о цене, после чего торги снова будут идти на повышение. Предлагается отказаться от торгов в форме публичного предложения и изменить требования к электронным площадкам для проведения торгов.
Для повышения эффективности реализации имущества должника, а также доступности и прозрачности проведения торгов предусматривается создание государственной информационной системы раскрытия информации о формировании и реализации конкурсной массы в сфере банкротства, основными функциями и принципами работы которой являются в том числе: формирование электронной базы данных об имуществе должника, открытость и общедоступность информации о формировании конкурсной массы; возможность поиска, обработки и выгрузки информации в электронном виде по заданным параметрам; осуществление взаимодействия потенциальных покупателей имущества должника с арбитражным управляющим и организатором торгов.
Принятие проекта федерального закона будет способствовать сокращению сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, повышению их эффективности и увеличению размера погашения требований кредиторов, а также защите интересов должников, испытывающих временные трудности, но имеющих возможность восстановить свою платежеспособность при предоставлении необходимых для этого правовых инструментов.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует внесение изменений в часть 1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.