Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается установить с 1 января 2022 г. ежемесячную выплату неработающим лицам, проживающим на территории Российской Федерации, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы, в размере 13 000 рублей. Указанная выплата предусматривается родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям).
Вопросы повышения уровня социальной защищенности отдельных категорий граждан относятся к числу приоритетных в деятельности Правительстве Российской Федерации.
Вместе с тем трудоспособные неработающие граждане, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, выделены в особую категорию, для которых Указами Президента Российской Федерации "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" и "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" установлены ежемесячные компенсационные выплаты, не являющиеся основным видом социального обеспечения и дополняющие предусмотренные для отдельных категорий граждан базовые социальные выплаты.
Кроме того, в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидами I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Федерального закона.
Предлагая закрепить дополнительный вид компенсационных выплат на законодательном уровне, в тоже время законопроект не содержит норм, устанавливающих четкий механизм реализации его положений, позволяющий в том числе обеспечить надлежащий контроль его исполнения. Исключение из перечня получателей указанных выплат неработающих трудоспособных граждан, осуществляющих уход за лицом, достигшим возраста 80 лет, в материалах законопроекта также не нашло обоснования.
Следует также отметить, что реализация законопроекта потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, однако в нарушение требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации источники и порядок исполнения соответствующих расходных обязательств законопроектом не определены.
Ранее Правительством Российской Федерации законопроекты с аналогичным предметом правового регулирования не были поддержаны (заключения Правительства Российской Федерации от 28 мая 2019 г. N 4614п-П12, от 29 июля 2020 г. N 6645п-П12).
На основании изложенного Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 22 сентября 2021 г. N 10017п-П45 "Заключение на проект федерального закона N 1488-8 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы", вносимый в Государственную Думу Верховным Советом Республики Хакасия"
Текст письма опубликован не был