Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1101162-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения направления использования средств пенсионных накоплений, оставшихся после расчетов с кредиторами негосударственных пенсионных фондов", внесенному депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, А.А. Гетта и другими, сенатором Российской Федерации Н.А. Журавлевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), а также в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" (далее - Федеральный закон N 422-ФЗ), согласно которым предлагается направлять в фонд гарантирования пенсионных накоплений, формируемый государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство), оставшиеся после расчетов с кредиторами ликвидируемого негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, средства пенсионных накоплений, в том числе вырученных от продажи имущества, составляющего пенсионные накопления. В настоящее время, как следует из пояснительной записки, средства пенсионных накоплений, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, аккумулируются на счетах негосударственных пенсионных фондов, открытых в Агентстве, являющемся конкурсным управляющим таких фондов, поэтому направление таких средств пенсионных накоплений в фонд гарантирования пенсионных накоплений будет соответствовать их целевому использованию.
Концепция законопроекта нуждается в обсуждении в связи со следующим.
Согласно статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.
Правовая специфика страховых взносов как обязательных платежей заключается в том, что для страхователей-работодателей они представляют собой обязательную составную часть расходов по найму рабочей силы, а для застрахованных лиц выступают материальной гарантией пенсионного обеспечения в случаях, когда они лишены возможности иметь заработок (доход) или утрачивают его в силу возраста, состояния здоровья и по другим причинам. При этом уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений (постановления Конституционного суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 10 июля 2007 года N 9-П, от 30 ноября 2016 года N 27-П).
Как следует из статьи 5 Федерального закона N 167-ФЗ обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиками - Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - Пенсионный фонд РФ), а также негосударственными пенсионными фондами в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
В силу статей 36.1 и 36.2 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Федеральный закон N 75-ФЗ) негосударственный пенсионный фонд (далее - фонд), осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, обязан информировать Пенсионный фонд РФ о связанных с указанной деятельностью действиях, в том числе о вновь заключаемых договорах об обязательном пенсионном страховании, об обращениях застрахованных лиц и так далее. Из положений названного закона следует, что фонд осуществляет деятельность по обязательному пенсионному страхованию под соответствующим "контролем" со стороны Пенсионного фонда РФ.
Кроме того, в статье 36.2 Федерального закона N 75-ФЗ закреплена обязанность фонда передавать средства пенсионных накоплений в Пенсионный фонд РФ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Так, например, согласно статье 36.6 названного закона в случае аннулирования лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию соответствующего фонда средства пенсионных накоплений для финансирования накопительной пенсии подлежат передаче в Пенсионный фонд РФ. Из пункта 4 статьи 36.5 Федерального закона N 75-ФЗ следует, что в случае прекращения договора об обязательном пенсионном страховании при принятии арбитражным судом решения о признании фонда банкротом и об открытии конкурсного производства передача средств пенсионных накоплений для финансирования накопительной пенсии осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Таким образом, из вышеприведенных положений следует, что законодатель отводит особую роль Пенсионному фонду РФ в сфере регулируемых отношений в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно статье 1 Федерального закона N 422-ФЗ его целью является обеспечение прав и законных интересов застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений. В силу статьи 6 данного закона гарантийным случаем в отношении гарантируемых Агентством средств застрахованного лица признается в том числе аннулирование лицензии фонда-участника на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию и (или) признание фонда-участника банкротом и открытие в отношении фонда-участника конкурсного производства. При наступлении указанных гарантийных случаев Агентство выплачивает Пенсионному фонду РФ гарантийное возмещение, сумму которого он обязан отразить в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и (или) зачислить соответствующую сумму в состав средств пенсионных накоплений, в том числе в состав средств выплатного резерва и (или) средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата.
Из части 13 статьи 6 Федерального закона N 422-ФЗ следует, что в ходе конкурсного производства или принудительной ликвидации фонда-участника требования, возникшие у Агентства в результате выплаты гарантийного возмещения, удовлетворяются в составе требований кредиторов первой очереди за счет средств пенсионных накоплений и конкурсной массы. Денежные средства, поступившие в Агентство при расчетах с кредиторами фонда-участника, подлежат зачислению в фонд гарантирования пенсионных накоплений. Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 422-ФЗ фонд гарантирования пенсионных накоплений принадлежит Агентству на праве собственности и предназначен для финансирования выплаты гарантийного возмещения.
Из указанных положений Федерального закона N 422-ФЗ следует, что Агентство использует средства фонда гарантирования пенсионных накоплений только при наступлении гарантийных случаев.
Принимая во внимание приведенные выше положения федеральных законов, не следует однозначного вывода об обоснованности включения в фонд гарантирования пенсионных накоплений оставшихся после расчетов с кредиторами ликвидируемого негосударственного пенсионного фонда средств пенсионных накоплений.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.