Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 1184603-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления особенностей налогообложения при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений), внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Законопроект предусматривается введение механизма налогового вычета для налогоплательщиков - участников соглашения о защите и поощрении капиталовложений, которыми признаются организации, заключившие в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) соглашение о защите и поощрении капиталовложений (далее - СЗПК), сведения о заключении которого включены в реестр соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Налогоплательщику - участнику соглашения о защите и поощрении капиталовложений предоставляется право уменьшать подлежащие уплате в бюджет суммы налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного и земельного налогов на отдельные виды расходов, осуществленные в рамках СЗПК. В результате применения налогового вычета вышеуказанные налоги, сформированные от деятельности в рамках реализации инвестиционного проекта, который является предметом СЗПК, по итогам налогового периода могут быть снижены до нуля.
Для применения налогового вычета налогоплательщик - участник соглашения о защите и поощрении капиталовложений направляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который от имени Российской Федерации подписывает соглашение о защите и поощрении капиталовложений, уведомление о налоговом вычете. Уведомление, в том числе, должно содержать перечень объектов учета, затраты по которым будут возмещаться за счет налогового вычета для участников СЗПК, общую сумму расходов, которые подлежат возмещению, с распределением их по объектам учета, перечень транспортных средств, а также кадастровые номера объектов недвижимого имущества и земельных участков, в отношении которых планируется применение налогового вычета для участников СЗПК.
Ко второму чтению требует уточнения целесообразность дополнения Налогового кодекса нормами проектируемых статей 25.17 и 25.18. Так, статья 25.17 предусматривает критерии приобретения и утраты статуса налогоплательщика, содержит ссылки на нормы Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" без установления специальных правил в целях налогообложения. В этом случае нормы проектируемой статьи 25.17 не относятся к налоговым правоотношениям и не могут являться предметом регулирования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Проектируемая статья 25.18 предусматривает направление уведомления о налоговом вычете для СЗПК в федеральный орган исполнительной власти, который от имени Российской Федерации подписывает соглашение о защите и поощрении капиталовложений (Минэкономразвития России), и его подтверждение для целей налогообложения, что, по мнению Комитета, представляет неоднозначность трактовки. В случае, если процесс подтверждения уведомления Минэкономразвития России представляет собой, в том числе проверку обоснованности понесенных налогоплательщиком расходов в целях получения налогового вычета, то возникает вопрос дублирования полномочий, осуществляемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России). В случае, если Минэкономразвития России в процессе подтверждения уведомления не проверяет обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов в целях получения налогового вычета, то указанные нормы напрямую не относятся к налоговым правоотношениям и не могут являться предметом регулирования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Также следует отметить, что в соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" в целях возмещения затрат организация, реализующая проект, направляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, если рассматривается возможность предоставления меры государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, и (или) в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, если рассматривается возможность предоставления меры государственной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, документы, установленные указанной нормой. Однако законопроектом направления уведомления в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не предусмотрено.
Комитет неоднократно обращал внимание на необходимость соблюдения правила "двух ключей" по представлению налоговых льгот на федеральном уровне по налогам, зачисляемым в региональный бюджет, согласно которому субъекты Российской Федерации принимают решение об особенностях применения льгот, установленных на федеральном уровне, на территории своего субъекта. Однако законопроектом предусмотрена компенсация налогоплательщикам - участникам СЗПК понесенных затрат за счет региональной части налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного и земельного налогов без принятия субъектами Российской Федерации соответствующих решений. Это может повлечь за собой непредсказуемое недополучение бюджетами субъектов Российской Федерации запланированных налоговых доходов в части уведомлений, подаваемых налогоплательщиками в конце года.
Из проектируемых норм части второй Налогового кодекса следует, что налогоплательщиком могут направляться повторные уведомления, однако частью первой Налогового кодекса такая возможность не предусмотрена.
Проектируемой статьей 25.18 Налогового кодекса предусмотрено включение в сумму налогового вычета затрат по демонтажу объектов, расположенных на территории военных городков (в части жилищного строительства). Поскольку объекты, расположенные на территории военных городков, отнесены к федеральной собственности, возмещение за счет источников бюджетов субъектов Российской Федерации затрат, связанных с их демонтажем, не соответствует принципам разграничения расходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и эффективности использования бюджетных средств, установленным статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Комитет обращает внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 69-ФЗ передаче в государственную (муниципальную) собственность подлежат только объекты сопутствующей инфраструктуры. Таким образом, механизм налогового вычета в отношении расходов на иные объекты, остающиеся в собственности инвестора, подлежит проработке ко второму чтению.
Счетная палата Российской Федерации в своем заключении на законопроект обращает внимание на возможные судебные споры в виду того, что пунктом 4.3 статьи 5 Налогового кодекса предусмотрено неприменение в отношении налогоплательщиков, являющихся стороной соответствующего СЗПК, заключенного с Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, положений последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменений, указанных в абзаце втором настоящего пункта, а также в части изменения объекта налогообложения, порядка определения налоговой базы, налогового периода, налоговых ставок, порядка исчисления, порядка и (или) сроков уплаты по налогу на прибыль организаций.
Комитет обращает внимание, что во избежание споров в правоприменении в статье о вступлении в силу законопроекта требуется отразить, что проектируемые положения распространяются только на правоотношения, возникшие после вступления в силу федерального закона.
К законопроекту поступило 38 положительных отзывов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. За принятие законопроекта высказались 50 исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, против - 3.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1184603-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.