Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2020, N 31, ст. 5057) следующие изменения:
1) абзац двадцать первый статьи 5 изложить в следующей редакции:
"предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а также исков о взыскании компенсационного платежа, указанного в статье 56.1 настоящего Федерального закона;";
2) абзац двенадцатый статьи 6 изложить в следующей редакции:
"предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований;";
3) абзац восьмой пункта 2 статьи 11 изложить в следующей редакции:
"предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований;";
4) абзац тринадцатый пункта 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:
"предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований;";
5) дополнить статьей 16.6 следующего содержания:
"
Статья 16.6. Использование платы за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, зачисленная в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, направляется на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия - на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
2. Использование платы за негативное воздействие на окружающую среду, зачисленной в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, в соответствии с планом мероприятий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, субъекта Российской Федерации, утвержденным уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Порядок разработки и согласования плана мероприятий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, субъекта Российской Федерации, а также состав и требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Плата за негативное воздействие на окружающую среду носит целевой характер и не может быть использована на цели, не предусмотренные настоящей статьей.";
6) пункт 2 статьи 50 изложить в следующей редакции:
"2. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов капитального строительства, которые являются опасными производственными объектами и (или) в которых находятся опасные производственные объекты, применении технологий, связанных с негативным воздействием микроорганизмов на окружающую среду, должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.";
7) дополнить главой VII.1 следующего содержания:
"
Глава VII.1. Особенности охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов
Статья 56.1. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов
1. При выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) производственных объектов, являющихся опасными производственными объектами I и II классов опасности и подлежащих включению в реестр отдельных производственных объектов на основании критериев отнесения опасных производственных объектов I и II классов опасности к отдельным опасным производственным объектам, установленных Правительством Российской Федерации (далее также - отдельные опасные производственные объекты), объектами размещения отходов I и II классов опасности, за исключением горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами (далее также - отдельные производственные объекты), должны быть реализованы мероприятия по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельных производственных объектов.
Ведение реестра отдельных производственных объектов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которым принадлежат отдельные производственные объекты, не позднее чем за пять лет до истечения содержащегося в проектной документации срока эксплуатации зданий и сооружений, которые являются отдельными опасными производственными объектами и (или) в которых находятся отдельные опасные производственные объекты, и (или) срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора):
1) план мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта (далее в настоящей главе - план мероприятий);
2) заключение государственной экологической экспертизы плана мероприятий;
3) заключение об обоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий;
4) документы, подтверждающие финансовое обеспечение осуществления мероприятий, предусмотренных планом мероприятий.
3. Сведения о сроке эксплуатации зданий и сооружений, которые являются отдельными опасными производственными объектами и (или) в которых находятся отдельные опасные производственные объекты, и (или) сроке эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности, а также сведения об отнесении опасных производственных объектов к отдельным опасным производственным объектам направляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, которым принадлежат отдельные производственные объекты, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию указанных зданий и сооружений, объектов размещения отходов I и II классов опасности.
4. В случае, если на отдельном опасном производственном объекте эксплуатируются два технологически связанных здания и (или) сооружения и более, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которым принадлежат такие отдельные опасные производственные объекты, обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), документы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, не позднее чем за пять лет до истечения наиболее позднего срока эксплуатации указанных зданий и (или) сооружений.
5. В целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных настоящим Федеральным законом, в случае совершения сделки по отчуждению отдельного производственного объекта или реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования) юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, за пять лет и менее до истечения срока эксплуатации зданий и сооружений, которые являются отдельными опасными производственными объектами и (или) в которых находятся отдельные опасные производственные объекты, и (или) срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, претендующими на приобретение отдельного производственного объекта, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), представляются документы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, за исключением случаев, когда в отношении отдельного производственного объекта уплачен платеж в целях реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, в том числе мероприятий, осуществляемых при его консервации или ликвидации (далее - компенсационный платеж), или перечислен платеж по иску о взыскании компенсационного платежа.
6. В целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных настоящим Федеральным законом, в случае совершения следки по отчуждению отдельного производственного объекта или реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования) юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, более чем за пять лет до истечения срока эксплуатации зданий и сооружений, которые являются отдельными опасными производственными объектами и (или) в которых находятся отдельные опасные производственные объекты, и (или) срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, претендующими на приобретение отдельного производственного объекта, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти представляются документы, подтверждающие финансовую устойчивость таких юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Порядок определения финансовой устойчивости юридического лица, индивидуального предпринимателя, претендующих на приобретение отдельного производственного объекта более чем за пять лет до истечения срока эксплуатации зданий и сооружений, которые являются отдельными опасными производственными объектами и (или) в которых находятся отдельные опасные производственные объекты, и (или) срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
7. В случае реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования) юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, или совершения сделки по отчуждению отдельного производственного объекта между юридическим лицом, являющимся основным обществом, и юридическим лицом, являющимся его дочерним обществом, или между юридическими лицами, являющимися дочерними обществами одного и того же основного общества, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти юридическим лицом, претендующим на приобретение отдельного производственного объекта, представляются уведомление о сделке и документы, подтверждающие доли владения основного общества в уставном (складочном) капитале (фонде) дочерних обществ.
В случае реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования) юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, или совершения сделки по отчуждению отдельного производственного объекта между лицами, входящими в группу зависимых лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, основное общество несет субсидиарную ответственность за выполнение своим дочерним обществом - новым собственником отдельного производственного объекта мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации такого отдельного производственного объекта, в том числе мероприятий, осуществляемых при его консервации или ликвидации.
8. В случаях, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в течение 20 рабочих дней со дня получения от юридического лица, индивидуального предпринимателя, претендующих на приобретение отдельного производственного объекта, соответствующих документов выдает заключение о финансовой устойчивости юридического лица, индивидуального предпринимателя (далее также - заключение о финансовой устойчивости).
Заключение о финансовой устойчивости в течение трех рабочих дней со дня его выдачи направляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее - орган регистрации прав).
В случае, предусмотренным пунктом 7 настоящей статьи, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в течение 20 рабочих дней со дня получения от юридического лица, претендующего на приобретение отдельного производственного объекта, соответствующих документов направляет уведомление о сделке в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и в орган регистрации прав.
9. Основанием для отказа в выдаче заключения о финансовой устойчивости или направления уведомления о сделке является:
1) в случае, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, отсутствие документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, либо несоответствие этих документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
2) в случае, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи, отсутствие документов, подтверждающих финансовую устойчивость юридического лица, индивидуального предпринимателя, претендующих на приобретение отдельного производственного объекта, либо несоответствие этих документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
3) в случае, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, отсутствие уведомления о сделке и документов, подтверждающих доли владения основного общества в уставном (складочном) капитале (фонде) дочерних обществ, либо несоответствие этих документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
10. Государственная регистрация перехода прав на недвижимое имущество, в качестве которого выступает отдельный производственный объект, или государственная регистрация реорганизуемого юридического лица (за исключением юридического лица, реорганизуемого в форме преобразования), которому принадлежит отдельный производственный объект, не допускается при отсутствии соответственно уведомления о сделке или заключения о финансовой устойчивости.
Статья 56.2. План мероприятий
1. План мероприятий включает в себя мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого отдельным производственным объектом, выводимым из эксплуатации, реализация которых позволит обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды, в том числе мероприятия по приведению земель в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Правительством Российской Федерации, в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением, а также мероприятия, осуществляемые при консервации или ликвидации такого отдельного производственного объекта. Указанные мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого отдельным производственным объектом, должны быть реализованы в отношении загрязняющих веществ на территории, на которой находится такой отдельный производственный объект.
В план мероприятий не включаются мероприятия, осуществляемые при ликвидации отдельного производственного объекта, в случае, если в план мероприятий включены мероприятия, осуществляемые при консервации такого отдельного производственного объекта.
2. Состав и требования к содержанию плана мероприятий, представляемого на государственную экологическую экспертизу и в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительствам Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Сметная стоимость реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, подлежит проверке федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), или его подведомственными федеральными государственными учреждениями на предмет обоснованности ее определения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, которым принадлежат отдельные производственные объекты, в том числе при внесении изменений в такой план.
Проверка сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, проводится одновременно с государственной экологической экспертизой плана мероприятий в сроки, не превышающие сроки проведения государственной экологической экспертизы, в том числе при проведении государственной экспертизы при внесении изменений в план мероприятий.
Результатом проверки сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, является заключение об обоснованности или о необоснованности определения указанной сметной стоимости.
Порядок проведения проверки сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, выдачи заключения об обоснованности или о необоснованности определения сметной стоимости реализации указанных мероприятий, а также определения размера платы за проведение проверки указанной сметной стоимости, устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. В случае внесения изменений в план мероприятий проводится его государственная экологическая экспертиза, а также проверка сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий с учетом внесенных в него изменений.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели в течение трех месяцев со дня получения заключения государственной экологической экспертизы и заключения об обоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий с учетом внесенных в него изменений, представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), документы, подтверждающие финансовое обеспечение осуществления мероприятий, предусмотренных планом мероприятий с учетом внесенных в него изменений, в объеме, соответствующем сметной стоимости реализации таких мероприятий.
5. В случае реконструкции зданий и сооружений, которые являются отдельными опасными производственными объектами и (или) в которых находятся отдельные опасные производственные объекты, и при изменении срока эксплуатации таких зданий и сооружений юридические лица, индивидуальные предприниматели, которым они принадлежат, не позднее чем за пять лет до истечения ранее установленного срока эксплуатации таких зданий и сооружений направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), уведомление об изменении срока эксплуатации таких зданий и сооружений с указанием реквизитов заключения государственной экспертизы проектной документации, предусматривающей реконструкцию указанных зданий и сооружений, и разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированных зданий и сооружений.
Документы, указанные в пункте 2 статьи 56.1 настоящего Федерального закона, представляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), не позднее чем за пять лет до истечения измененного срока эксплуатации зданий и сооружений, которые являются отдельными опасными производственными объектами и (или) в которых находятся отдельные опасные производственные объекты, установленного в проектной документации, предусматривающей реконструкцию таких зданий и сооружений и получившей заключение государственной экспертизы.
6. В случае реконструкции зданий и сооружений, которые являются отдельными опасными производственными объектами и (или) в которых находятся отдельные опасные производственные объекты, и при изменении срока эксплуатации таких зданий и сооружений после представления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), документов, указанных в пункте 2 статьи 56.1 настоящего Федерального закона, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которым принадлежат отдельные опасные производственные объекты, вправе не реализовывать мероприятия, предусмотренные ранее представленным планом мероприятий, а также прекратить действие документов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 56.3 настоящего Федерального закона, и (или) ликвидировать резервный фонд, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 56.3 настоящего Федерального закона.
7. В случае, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которым принадлежат отдельные производственные объекты, за два месяца до наступления срока, указанного в пункте 2 статьи 56.1 настоящего Федерального закона, не представили в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), документы, указанные в пункте 2 статьи 56.1 настоящего Федерального закона, таким юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, направляет предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
8. Непредставление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты, документов, указанных в пункте 2 статьи 56.1 настоящего Федерального закона, по истечении шести месяцев после наступления срока, указанного в пункте 2 статьи 56.1 настоящего Федерального закона, может являться индикатором риска нарушения обязательных требований.
Статья 56.3. Финансовое обеспечение осуществления мероприятий, предусмотренных планом мероприятий
1. Подтверждением финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, является наличие у юридического лица, индивидуального предпринимателя, которым принадлежат отдельные производственные объекты, одного или нескольких из следующих документов, совокупный размер финансового обеспечения по которым соответствует сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, в отношении которой выдано заключение об обоснованности ее определения:
1) независимая гарантия уплаты денежных сумм, необходимых для осуществления мероприятий, предусмотренных планом мероприятий;
2) поручительство по обязательствам по уплате денежных сумм, необходимых для осуществления мероприятий, предусмотренных планом мероприятий;
3) документ, подтверждающий создание юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) или несколькими юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), которым принадлежат отдельные производственные объекты, резервного фонда, содержащего денежные средства в объеме, необходимом для осуществления мероприятий, предусмотренных планом мероприятий или несколькими планами мероприятий.
2. Денежные средства резервного фонда в объеме, необходимом для осуществления мероприятий, предусмотренных планом мероприятий или несколькими планами мероприятий, размещаются на счетах эскроу.
Счет эскроу для размещения денежных средств резервного фонда открывается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей и утверждаемым Правительством Российской Федерации Порядком размещения на счетах эскроу и использования денежных средств резервного фонда, создаваемого в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи.
Счет эскроу открывается банком (эскроу-агентом) для учета и блокирования денежных средств, полученных банком от владельца счета - юридического лица, индивидуального предпринимателя, которым принадлежат отдельные производственные объекты (депонента), в целях перечисления эскроу-агентом таких средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (бенефициару) в случае банкротства депонента.
Средства, перечисленные эскроу-агентом и зачисленные в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, направляются на реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, в том числе мероприятий, осуществляемых при его консервации или ликвидации. Использование средств, перечисленных эскроу-агентом и зачисленных в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Денежные средства на счет эскроу вносятся владельцем счета (депонентом), которому принадлежат отдельные производственные объекты, при наличии плана мероприятий на срок условного депонирования денежных средств, который не может превышать более чем на шесть месяцев срок эксплуатации зданий и сооружений, которые являются отдельными опасными производственными объектами и (или) в которых находятся отдельные опасные производственные объекты, и (или) срок эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности.
Помимо предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований прекращения договора счета эскроу для размещения на счете эскроу денежных средств в объеме, необходимом для осуществления мероприятий, предусмотренных планом мероприятий или несколькими планами мероприятий, договор счета эскроу прекращается по следующим основаниям:
в случае реконструкции зданий и сооружений, которые являются отдельными опасными производственными объектами и (или) в которых находятся отдельные опасные производственные объекты, и при изменении срока эксплуатации таких зданий и сооружений, установленного в проектной документации, получившей заключение государственной экспертизы;
в случае внесения изменений в план мероприятий, получения заключения государственной экологической экспертизы и заключения об обоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий с учетом внесенных в него изменений;
в случае реализации в полном объеме мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, и при наличии предусмотренного пунктом 2 статьи 56.5 настоящего Федерального закона заключения о соответствии реализованных мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды, в том числе мероприятий, осуществляемых при консервации или ликвидации отдельного производственного объекта, плану мероприятий (далее - заключение о соответствии плану мероприятий).
В случае перехода прав на отдельный производственный объект, в том числе в порядке универсального правопреемства или при обращении взыскания на имущество должника, к новому собственнику отдельного производственного объекта переходят все права и обязанности по договору счета эскроу, заключенному прежним собственником отдельного производственного объекта.
3. Требования, предъявляемые к организациям, которые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи вправе выдавать независимые гарантии уплаты денежных сумм, необходимых для осуществления мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, заключать договор поручительства по уплате денежных сумм, необходимых для осуществления мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, и (или) открывать счета эскроу (являться эскроу-агентом) для размещения денежных средств в объеме, необходимом для осуществления мероприятий, предусмотренных планом мероприятий или несколькими планами мероприятий, а также перечень таких организаций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 56.4. Компенсационный платеж
1. В целях обеспечения исполнения требований в области охраны окружающей среды, установленных настоящим Федеральным законом, при неисполнении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты, положений пункта 2 статьи 56.1 настоящего Федерального закона, такими лицами уплачивается или с них взыскивается компенсационный платеж.
2. Компенсационный платеж относится к неналоговым доходам федерального бюджета и представляет собой обеспечительный платеж.
3. Расчет размера компенсационного платежа осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), по результатам проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в виде выездной проверки в соответствии с частью 3 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" исходя из степени загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта.
4. Методика расчета размера компенсационного платежа утверждается Правительством Российской Федерации.
Размер компенсационного платежа не может превышать сумму расчетных затрат на выполнение мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, в том числе мероприятий, осуществляемых при его консервации или ликвидации, затрат на выявление возможного загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, а также понесенных затрат на осуществление расчета размера компенсационного платежа.
5. Компенсационный платеж производится юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты, в течение шести месяцев со дня предъявления федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), требования о взыскании компенсационного платежа либо по решению суда.
Компенсационный платеж не уплачивается в случае представления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документов, указанных в пункте 2 статьи 56.1 настоящего Федерального закона, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в течение трех месяцев со дня предъявления указанным федеральным органом исполнительной власти требования о взыскании компенсационного платежа.
6. В случае неуплаты компенсационного платежа в установленный решением суда срок юридическое лицо в форме акционерного общества не вправе принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по акциям, а также не вправе выплачивать объявленные дивиденды по акциям до исполнения обязательств по перечислению платежа по иску о взыскании компенсационного платежа или представления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 56.1 настоящего Федерального закона.
7. Платежи по искам о взыскании компенсационных платежей, а также компенсационные платежи, зачисленные в федеральный бюджет, направляются на выполнение мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, включая мероприятия, осуществляемые при его консервации или ликвидации.
8. Использование средств от платежей по искам о взыскании компенсационных платежей, а также компенсационных платежей, зачисленных в федеральный бюджет, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации.
9. После принятия юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты, в отношении которых был осуществлен компенсационный платеж или перечислен платеж по иску о взыскании компенсационного платежа, решения об их выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) такие отдельные производственные объекты приравниваются к объектам накопленного вреда окружающей среде и включаются в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
Организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на таких объектах накопленного вреда окружающей среде проводит уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в порядке, определенном статьей 80.2 настоящего Федерального закона.
10. Перечисление платежа по иску о взыскании компенсационного платежа, а также компенсационного платежа не освобождает юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, которым принадлежат отдельные производственные объекты, от компенсации вреда окружающей среде, причиненного в результате аварии на таких отдельных производственных объектах.
Статья 56.5. Итоги реализации мероприятий по охране окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов
1. В течение двух месяцев после выполнения плана мероприятий юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которым принадлежат отдельные производственные объекты, обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), акт о выполнении плана мероприятий.
Форма и содержание акта о выполнении плана мероприятий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
Представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты, акта о выполнении плана мероприятий может являться индикатором риска нарушения обязательных требований.
2. По результатам проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в виде выездной проверки в соответствии с частью 3 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в случае реализации юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты, в полном объеме мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, заключение о соответствии плану мероприятий выдается в течение одного месяца со дня окончания внеплановой выездной проверки.
Форма и содержание заключения о соответствии плану мероприятий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
3. Основанием для отказа в выдаче заключения о соответствии плану мероприятий является:
1) отсутствие в отношении отдельного производственного объекта документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 56.1 настоящего Федерального закона и пунктом 1 настоящей статьи, либо несоответствие таких документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
2) реализация не в полном объеме мероприятий, предусмотренных планом мероприятий;
3) недостижение нормативов качества окружающей среды, а также неприведение земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением.
4. Иные основания, в том числе несоответствие фактической стоимости реализованных мероприятий по охране окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельного производственного объекта сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, не являются основанием для отказа в выдаче заключения о соответствии плану мероприятий в случае, если по итогам реализации плана мероприятий обеспечено соблюдение нормативов качества окружающей среды, а также выполнено приведение земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением.
Статья 56.6. Порядок межведомственного информационного взаимодействия при передаче сведений об отдельных производственных объектах
1. Порядок межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, при передаче сведений об отдельных производственных объектах, а также при направлении заключений о соответствии плану мероприятий, заключений о финансовой устойчивости и уведомлений о сделке устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Сведения об отнесении объекта недвижимости к отдельным производственным объектам для внесения в Единый государственный реестр недвижимости направляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Сведения об отнесении юридического лица, индивидуального предпринимателя к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которым принадлежат отдельные производственные объекты, для внесения соответственно в единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей направляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Сведения об отнесении опасного производственного объекта к отдельным опасным производственным объектам для внесения в государственный реестр опасных производственных объектов направляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности и Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" в порядке межведомственного информационного взаимодействия.";
8) наименование главы XI изложить в следующей редакции:
"
Глава XI. Государственный экологический контроль (надзор). Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды
";
9) в статье 66:
а) абзац третий пункта 1 изложить в следующей редакции:
"предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а также иски о взыскании компенсационного платежа.";
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Органы государственного надзора могут быть привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений обязательных требований, а также по иску о взыскании компенсационного платежа.";
10) дополнить статьей 75.1 следующего содержания:
"
Статья 75.1. Использование административных штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования
1. Суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, а также суммы административных штрафов, установленных законами субъектов Российской Федерации за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, зачисленных в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, направляются на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия - на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
2. Использование средств от административных штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, зачисленных в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, в соответствии с планом мероприятий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, субъекта Российской Федерации, утвержденным уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Порядок разработки и согласования плана мероприятий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, субъекта Российской Федерации, а также состав и требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, зачисленные в федеральный бюджет, за исключением штрафов, налагаемых по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях руководителями государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, направляются на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, и (или) на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации.
5. Административные штрафы за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования носят целевой характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные настоящей статьей.";
11) в пункте 3 статьи 78 слова " о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды" заменить словами "о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований";
12) дополнить статьей 78.2 следующего содержания:
"
Статья 78.2. Использование средств от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований
1. Средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным объектам, вследствие нарушений обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным объектам, вследствие нарушений обязательных требований, зачисленные в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, направляются на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия - на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
2. Использование средств от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, зачисленных в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, в соответствии с планом мероприятий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, субъекта Российской Федерации, утвержденным уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Порядок разработки и согласования плана мероприятий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также состав и требования к его содержанию устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, зачисленные в федеральный бюджет (за исключением средств от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований на особо охраняемых природных территориях федерального значения), направляются на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, и (или) на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации.
5. Средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, носят целевой характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные настоящей статьей.";
13) главу XIV дополнить статьей 80.3 следующего содержания:
"
Статья 80.3. Финансирование работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде
Финансирование работ по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде, а также по организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом.".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Проект федерального закона N 4764-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.