Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 5795-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан в целях совершенствования законодательства.
В силу изменений, внесенных в Жилищный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", введена возможность заключения прямых договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, между собственниками помещений многоквартирных домов и ресурсоснабжающими организациями, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С момента заключения прямых договоров ресурсоснабжающие организации и региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами приобретают статус исполнителей коммунальных услуг, осуществляют расчет размера платы собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Также в соответствии с частью 9 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регламентирующие порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
В настоящее время в Республике Башкортостан собственниками помещений 16 600 многоквартирных домов (всего многоквартирных домов 19 745) заключены прямые договоры хотя бы с одной ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с частью 1 и частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 161 Правил N 354 государственный контроль (надзор) за соблюдением Правил N 354 возложен на органы государственного жилищного надзора.
В 2019 году в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору поступило 22 497 обращений, из них 27% по вопросам начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги. По результатам выявленных нарушений при начислении платежей за жилое помещение и коммунальные услуги выдано 760 предписаний о приведении начислений платежей в соответствие с действующим законодательством. Общая сумма перерасчета гражданам платы за жилое помещение и коммунальные услуги составила 69,5 млн рублей.
В 2020 году в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору поступило 19 127 обращений граждан, из них 33% по вопросам начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Введение в апреле 2020 года моратория на проведение проверок до конца года уменьшило возможное число проверок в отношении ресурсоснабжающих организаций, в то же время по результатам выявленных нарушений при начислении платежей за коммунальные услуги выдано 139 предписаний о приведении начислений платежей в соответствие с действующим законодательством. В целом по итогам контрольно-надзорных мероприятий гражданам возвращено в виде перерасчетов, в том числе по итогам судебных разбирательств, неправомерно начисленных платежей на сумму 53,5 млн рублей.
В то же время действующими нормами КоАП РФ не предусмотрена норма административной ответственности за нарушение ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами установленного порядка расчета платы за коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов при предоставлении коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Органы государственного жилищного надзора не уполномочены составлять протоколы об административном правонарушении в отношении ресурсоснабжающих организаций и региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами при выявлении фактов нарушений при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Вместе с тем в отношении управляющих организаций, которые осуществляют лицензированный вид деятельности, при выявлении фактов нарушений при расчете размера платы за коммунальные услуги предусмотрена административная ответственность частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Отсутствие в КоАП РФ специальной нормы, предусматривающей возможность привлечения к административной ответственности ресурсоснабжающих организаций и региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами за нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги аналогично норме об административной ответственности управляющих организаций за аналогичные нарушения, не способствует соблюдению единых принципов установления юридической ответственности, юридического равенства и справедливости.
В целях устранения пробела в правовом регулировании данного вопроса был подготовлен проект федерального закона.
Законопроект учитывает замечания, изложенные в заключении комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства на проект федерального закона N 7-1182 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет за собой дополнительные расходы из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, отмены, изменения, дополнения или принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.