Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 5790-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на создание в субъектах Российской Федерации с низкой рождаемостью дополнительных благоприятных условий для рождения в семье третьего ребенка.
По предварительной оценке Росстата, в 2020 году на фоне пандемии естественная убыль населения составила 688,7 тыс. человек (против 316 тыс. человек в 2019 году) и стала рекордной за 15 лет. В 2020 году по сравнению с 2019 годом число умерших выросло на 18%, а рождаемость снизилась на 3,3%. Число родившихся в 2020 году детей стало минимальным с 2002 года.
По абсолютным показателям самое большое сокращение населения зафиксировано в Саратовской, Омской, Кемеровской и Волгоградской областях, а также в Алтайской крае.
Если же брать не абсолютные, а относительные показатели рождаемости, смертности и миграционных потоков (в расчете на 1000 жителей региона), то наибольшее сокращение населения наблюдается в Республике Мордовия, Смоленской, Тульской и Тамбовской областях.
Важным показателем демографической ситуации является суммарный коэффициент рождаемости (число детей, которые появляются у женщины в течение всей жизни). Этот показатель самый низкий в Воронежской (1,3), Смоленской (1,3), Республике Мордовия (1,2) и Ленинградской области (1,1).
На демографию в регионе влияет экономическая ситуация, а также принятие государством мер, направленных на стимулирование рождаемости.
Наиболее действенной для стимулирования рождаемости в стране оказалась дополнительная поддержка семей при рождении ребенка, включая реализацию с 2007 года программы материнского (семейного) капитала (далее - МСК).
В соответствии с Федеральным законом от 1 марта 2020 года N 35-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала" программа МСК была продлена с 31 декабря 2021 года до 31 декабря 2026 года и право на МСК было предоставлено и семьям, в которых начиная с 2020 года родится первый ребенок, независимо от места их проживания. Именно с этими мерами многие эксперты связывают рост рождаемости в России в декабре 2020 года сразу на 9% по сравнению с тем же периодом 2019 года.
Таким образом, с 2020 года данная мера материальной поддержки семей с детьми, выплачиваемая за счет средств федерального бюджета, предоставляется в отношении первого и второго ребенка. Женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, могут воспользоваться правом на получение МСК, но только при условии, что ранее они не воспользовались данным правом.
Ряд экспертов полагает, что для повышения рождаемости в стране необходимо поощрять рождение в семье третьего и четвертого ребенка.
Многие субъекты РФ с неблагоприятной демографической ситуацией для улучшения рождаемости установили свои меры поддержки в виде семейной выплаты при рождении третьего ребенка. Размер регионального семейного капитала, условия его предоставления и перечень направлений расходования устанавливаются регионами самостоятельно.
Размер регионального семейного капитала крайне низкий и составляет в среднем около 100-150 тыс .рублей, что вряд ли может стать стимулом для рождения третьего ребенка. Для его получения семья должна прожить в регионе определенное количество лет. В ряде субъектов РФ данная программа по выплате материнского капитала при рождении третьего ребенка завершена.
В целях улучшения демографической ситуации законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", предусматривающие предоставление в субъектах Российской Федерации с низкой рождаемостью, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, права на получение МСК женщинам, родившим третьего ребенка после 1 января 2022 года, либо четвертого ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2022 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.
Данная мера распространяется также на мужчин, являющихся единственными усыновителями третьего ребенка, четвертого ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2022 года.
МСК при рождении третьего ребенка предлагается установить в том же размере, в котором МСК установлен при рождении первого ребенка (с 1 января 2022 года - 503 237,10 руб.).
Принятие законопроекта позволит улучшить демографическую ситуацию в регионах с низкой рождаемостью, повысить качество жизни многодетных семей.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", предусматривающего предоставление в субъектах Российской Федерации с низкой рождаемостью, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, права на получение материнского (семейного) капитала женщинам, родившим (усыновившим) третьего ребенка начиная с 1 января 2022 года, потребует дополнительные средства, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
Дополнительные средства федерального бюджета могут быть определены после утверждения Правительством Российской Федерации перечня субъектов Российской Федерации с низкой рождаемостью и должны быть учтены при подготовке проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.