Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 19 октября 2021 г. N 3.8-03/4836
по проекту федерального закона N 1180617-7 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2020 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2020 год" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 19 октября 2021 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 26 мая 2021 года и принят Государственной Думой 19 октября 2021 года в первом чтении и в целом. Поправки в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации не направлялись.
Федеральный закон, по результатам деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) в 2020 году, утверждает отчет и показатели по исполнению Федерального закона от 2 декабря 2019 года N 383-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 18 марта 2020 года N 51-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Закон).
Исполнение бюджета Фонда в 2020 году характеризуется особенностями, обусловленными необходимостью оперативного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции. В этой связи на Фонд были возложены несвойственные страховщику по обязательному пенсионному страхованию функции по реализации дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, осуществляемые за счет средств федерального бюджета и из резервного фонда Правительства Российской Федерации:
1) ежемесячная выплата в размере 5,0 тыс. рублей семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3 лет и имеющим (имевшим) право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей;
2) ежемесячная выплата в размере 5,0 тыс. рублей семьям, в которых первый ребенок родился (был усыновлен) в период с 1 апреля 2017 года по 1 января 2020 года;
3) единовременная выплата в размере 10,0 тыс. рублей на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет;
4) единовременная выплата в размере 10,0 тыс. рублей на детей в возрасте от 0 до 16 лет;
5) единовременная выплата в размере 5,0 тыс. рублей на каждого ребенка в возрасте до 8 лет.
Кроме того, были осуществлены специальные выплаты гражданам, принявшим на сопровождаемое или временное проживание (под временную опеку) инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за период с 1 апреля по 30 июня 2020 г. размере 12 130 рублей ежемесячно.
По итогам за 2020 год бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 10 303,3 млрд рублей, что превысило показатели, утвержденные Законом на 1 366 млрд рублей или на 15,3% (по сравнению с 2019 годом увеличение на 1 522,3 млрд рублей), из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, 10 258,9 млрд рублей (115,4% к показателю, утвержденному Законом).
Расходы бюджета Фонда за 2020 год составили 9 727,7 млрд рублей (106,4% к показателю, утвержденному Законом), из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, 9 691,9 млрд рублей (106,5% к показателю, утвержденному Законом).
Общий объем профицита бюджета Фонда за 2020 год составил 575,6 млрд рублей и увеличился по сравнению с 2019 годом на 421,7 млрд рублей.
Сумма межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета, составила 4 786,8 млрд рублей (148,7% к показателю, утвержденному Законом), в том числе: на выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат, финансируемых за счет средств федерального бюджета, 3 022,2 млрд рублей; на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для отдельных категорий плательщиков 69,3 млрд рублей; на обязательное пенсионное страхование 1 695,3 млрд рублей. Увеличение объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, в 2020 году обусловлено реализацией мер государственной поддержки в период пандемии коронавируса.
Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации поступили в сумме 2,1 млрд рублей.
Налоговые и неналоговые доходы Фонда составили в 2020 году 5 504,7 млрд рублей.
Доля доходов бюджета Фонда от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общем объеме доходов Фонда составила в 2020 году 52,9% или 5 448,8 млрд рублей (96,3% к показателю, утвержденному Законом). Снижение поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обусловлено введением с 1 апреля 2020 года ограничительных мер в условиях пандемии коронавируса и установлением льгот по уплате страховых взносов в рамках поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование установлен в размере 22% с сумм выплат до предельной величины базы и в размере 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов.
В ходе проведения сравнительного анализа страховых взносов на выплату страховой пенсии за 2019 и 2020 годы Счетной палатой Российской Федерации отмечается, что из 14 видов страховых взносов произошло увеличение поступлений в бюджет Фонда только по 5 видам взносов, по остальным видам взносов установлено снижение поступлений.
Наибольшее снижение поступлений по страховым взносам в 2020 году по сравнению с 2019 годом установлено:
по взносам от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, на 3 787,6 млн рублей и составило 5 169,1 млн рублей;
по дополнительным страховым взносам на накопительную пенсию и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, на 668,1 млн рублей и составило 3 429,9 млн рублей;
по взносам от организаций угольной промышленности на 74,3 млн рублей и составило 2 436,6 млн рублей.
Доходы от временного размещения Фондом средств, сформированных за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, составили в 2020 году 67,1 млн рублей.
Доходы от инвестирования средств резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию составили в 2020 году 8,7 млрд рублей.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении, составили в 2020 году 6,3 млн рублей.
Обеспеченность страховых пенсий поступившими страховыми взносами в 2020 году составила 73,0% (в 2019 году обеспеченность составила 76,5% процента). Расходы бюджета Фонда на пенсионное обеспечение в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличились на 363,7 млрд рублей и составили 8 024,3 млрд рублей (100,1% к показателю, утвержденному Законом).
Общая численность пенсионеров за 2020 год снизилась на 440,1 тыс. человек и составила на конец года 43,1 млн человек, из них получателей страховой пенсии по старости 35,9 млн человек.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" с 1 января 2020 года стоимость одного пенсионного коэффициента увеличена на 1,066 и составила 93,0 рубля, также проиндексирован на 6,6% размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, который составил 5 686,25 рублей. В результате этого средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров составил 15 978 рублей (в 2019 году - 15 496,20 рублей), а среднегодовой размер страховой пенсии по старости превысил размер прожиточного минимума пенсионера в 1,7 раза. Расходы на индексацию страховых пенсий неработающим пенсионерам составили в 2020 году 374,3 млрд рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2020 года N 270 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2020 г. социальных пенсий" с 1 апреля 2020 года осуществлена индексация на 6,1% пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальных пенсий и других выплат, размер которых зависит от роста социальных пенсий. Средний размер социальной пенсии составил 9 831 рубль (в 2019 году -9 287 рублей). Расходы на индексацию социальных пенсий составили в 2020 году 21,5 млрд рублей.
С 1 августа 2020 года осуществлен перерасчет страховых пенсий на основании поступивших в 2019 году за застрахованное лицо страховых взносов, не учтенных при назначении пенсии или корректировке размеров пенсий на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета. Расходы составили 10,7 млрд рублей.
Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации с 1 февраля 2020 года размеры ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и пособие на погребение увеличены на 3%.
Расходы на выплату страховых пенсий в 2020 году в сумме 7 382,1 млрд рублей, которые составляют основную долю среди расходов на пенсионное обеспечение, по сравнению с 2019 годом увеличились на 361,6 млрд рублей. Расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению в 2020 году составили 484 млрд рублей.
Расходы на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии, объем которых в 2020 году составил 71,2 млрд рублей (112,4% к показателю, утвержденному Законом), произведены за счет средств федерального бюджета в сумме 56,4 млрд рублей и переходящих остатков средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2020 года в результате неполного их использования в 2019 году в сумме 14,8 млрд рублей. Отмечается уменьшение расходов на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 23,2 млрд рублей по причине сокращения в 2020 году количества субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется указанная доплата неработающим пенсионерам, что привело к сокращению количества получателей на 1,02 млн человек. Численность получателей составила 2,9 млн человек, средний размер доплаты -1 968 рублей.
Увеличение расходов бюджета Фонда на социальное обеспечение населения в 2020 году на 84 млрд рублей, объем которых составил 600,1 млрд рублей (108,9% к показателю, утвержденному Законом), обусловлено:
- осуществлением Фондом нового вида выплат в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов". Фондом произведены расходы на единовременную выплату некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов в сумме 63,4 млрд рублей. В зависимости от категории граждан размеры указанных выплат были предусмотрены в суммах 50 тыс. рублей и 70 тыс. рублей. На указанные цели в бюджет Фонда поступили межбюджетные трансферты из федерального бюджета в сумме 68,3 млрд рублей;
- увеличением расходов бюджета Фонда на компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, объем которых в 2020 году составил 43,7 млрд рублей. Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели составил 44,5 млрд рублей;
- увеличением расходов бюджета Фонда на ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, объем которых в 2020 году составил 65,1 млрд рублей. Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели составил 37,9 млрд рублей.
Отмечается уменьшение расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года в 2020 году на 1,5 млрд рублей, объем которых составил 2,5 млрд рублей. Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели составил 4,4 млрд рублей.
Средства федерального бюджета на предоставление материнского (семейного) капитала составили в 2020 году 428,3 млрд рублей (в 2019 году - 325,5 млрд рублей). В 2020 году произведена индексация на 3% размера материнского (семейного) капитала, составившего 466 617 рублей при условии, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло до 31 декабря 2019 года включительно, а также в случае рождения (усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года, и 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года, а также в случае рождения (усыновления) третьего ребенка и последующих детей начиная с 1 января 2020 года при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникало.
Расходы Фонда на предоставление материнского (семейного) капитала в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличились на 26,5 млрд рублей и составили 317,9 млрд рублей (74,3% к показателю, утвержденному Законом), в том числе:
на улучшение жилищных условий -288,4 млрд рублей (в 2019 году -270,4 млрд рублей);
на получение образования детей -2,7 млрд рублей (в 2019 году -12,7 млрд рублей);
- на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в обществе детей-инвалидов -4,1 млн рублей;
- на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка в 2020 году -16,9 млрд рублей (в 2019 году -8,4 млрд рублей).
В 2020 году перечень лиц, у которых возникло право на получение материнского (семейного) капитала дополнен женщинами, родившими (усыновившими) начиная с 1 января 2020 года первого ребенка.
Также за счет средств федерального бюджета, полученных Фондом в 2020 году на предоставление материнского (семейного) капитала, на формирование накопительной пенсии было направлено 138,4 млн рублей.
Расходы на финансово-хозяйственную деятельность Фонда в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличились на 6,3 млрд рублей и составили 117,7 млрд рублей. Основную долю в данных расходах составили расходы на выплаты персоналу в сумме 89,1 млрд рублей.
Остатки средств бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, по состоянию на 1 января 2021 года составили 901,7 млрд рублей (в 2019 году - 335,2 млрд рублей).
Исполнение бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, по доходам составило 44,4 млрд рублей, по расходам -35,7 млрд рублей, профицит - 8,7 млрд рублей. Передача средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды осуществлена в сумме 16,3 млрд рублей. Выплаты накопительной пенсии в отчетном периоде составили 991,1 млн рублей, расходы на доставку -0,5 млн рублей. Расходы по срочной пенсионной выплате составили 748,2 млн рублей, расходы на доставку - 1,1 млн рублей. Единовременная выплата средств пенсионных накоплений составила 13 915,5 млн рублей, расходы на доставку - 24,0 млн рублей.
Остатки средств бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, по состоянию на 1 января 2021 года составили 1 107,4 млрд рублей (в 2019 году - 1 098,7 млрд рублей).
Счетная палата Российской Федерации в своем заключении на отчет об исполнении бюджета Фонда за 2020 год подтверждает исполнение показателей бюджета и отсутствие недостоверных сведений и фактов нецелевого использования средств. Вместе с тем, отмечает ряд нарушений и недостатков при исполнении бюджета Фонда, которые не повлияли на показатели отчета об исполнении бюджета Фонда за 2020 год.
Все социальные обязательства Фондом перед гражданами выполнены в сроки и в полном объеме.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет - соисполнитель) принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2020 год", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.