Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 19 октября 2021 г. N 3.8-03/4838
по проекту федерального закона N 1180617-7 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 19 октября 2021 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 26 мая 2021 года и принят 19 октября 2021 года. Поправки в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации не направлялись.
Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд, бюджет Фонда) за 2020 год исполнен в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 382-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Закон).
Исполнение бюджета Фонда осуществлялось в условиях ограничительных мер, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции и установлением дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предприятий и отраслей экономики в целях снижения влияния негативных последствий пандемии.
По итогам 2020 года бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 2 392,7 млрд рублей (101,1% к показателю, утвержденному Законом). По сравнению с 2019 годом доходы бюджета Фонда увеличились на 268,7 млрд рублей или на 12,7%.
Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Фонда в 2020 году составил 247,7 млрд рублей (100,4% к показателю, утвержденному Законом), что на 168,8 млрд рублей или на 213,7% больше, чем в 2019 году.
Расходы бюджета Фонда за 2020 год составили 2 360,5 млрд рублей (99,7% к показателю, утвержденному Законом). По сравнению с 2019 годом расходы бюджета Фонда увеличились на 173,7 млрд рублей или на 7,9%.
Бюджет Фонда за 2020 год исполнен с профицитом в размере 32,2 млрд рублей при планируемом дефиците в сумме 1,4 млрд рублей.
Указанный профицит бюджета Фонда сформировался за счет роста коэффициента собираемости доходов, увеличения объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, возврата территориальными фондами обязательного медицинского страхования остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет. Кроме того, в 2020 году на пополнение остатка средств и с целью предотвращения временного кассового разрыва Фондом привлечены дополнительные средства в объеме 70 млн рублей в форме бюджетного кредита. Обязательства по погашению кредита исполнены в установленные сроки до завершения финансового года.
Численность лиц, застрахованных по ОМС, по состоянию на 1 января 2020 года составила 145,5 млн человек, из них: работающих - 65,1 млн человек (44,7% от общей численности застрахованных), неработающих - 80,4 млн человек (55,2%).
Основным источником формирования доходов бюджета Фонда являются страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы на ОМС; ОМС), доля которых в общем объеме доходов Фонда в 2020 году составила 89,1%. Страховые взносы на ОМС в 2020 году поступили на общую сумму 2 132,8 млрд рублей (100,6% к показателю, утвержденному Законом), в том числе:
поступления от страховых взносов на ОМС работающего населения - 1 360,8 млрд рублей (100,9% к показателю, утвержденному Законом);
поступления от страховых взносов на ОМС работающего населения, поступающие в фиксированном размере - 28,1 млрд рублей (103,9% к показателю, утвержденному Законом);
поступления от страховых взносов на ОМС неработающего населения - 743,8 млрд рублей (100% к показателю, утвержденному Законом).
Увеличение поступлений от страховых взносов на ОМС обусловлено перечислением страховых взносов за декабрь 2020 года ранее установленного срока.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения за 2020 год уплачены всеми субъектами Российской Федерации, задолженность по их уплате отсутствует.
Фактический размер страховых взносов на ОМС в расчете на одного застрахованного работающего гражданина в среднем по Российской Федерации в 2019 году составил 20 903,8 рублей, или 104,9% к уровню 2019 года (19 929,8 рублей), на одного застрахованного неработающего гражданина - 9 251,8 рублей, или 102,7% (9 007,8 рублей).
В 2020 году объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов взносов на ОМС для отдельных категорий Плательщиков составил 11,98 млрд рублей (рост на 33,4% по сравнению с 2019 годом), на компенсацию выпадающих доходов в связи с отменой обложения страховыми взносами на ОМС доходов отдельных категорий лиц - 25,8 млн рублей.
Общий объем поступлений налогов на совокупный доход в 2020 году составил 1 224,7 млн рублей (231,6% прогнозируемого объема) и сформировался в основном за счет поступлений от применения плательщиками специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в сумме 1 224,3 млн рублей. Значительное превышение показателя по данному виду поступлений образовалось в 2020 году в связи с применением указанного налогового режима с 1 июля 2020 года всеми субъектами Российской Федерации в рамках эксперимента в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет, объем которых в 2020 году составил 10,9 млрд рублей, увеличились по сравнению с 2019 годом в 7 раз или на 9,4 млрд рублей. Указанное увеличение сформировалось в основном за счет возврата остатков межбюджетного трансферта на финансовое обеспечение организаций ОМС на территориях субъектов Российской Федерации в сумме 10,5 млрд рублей. Перечень регионов, возвратившись средства субвенции, и анализ причин возврата не представлен.
Субвенции на осуществление переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, составившие в 2020 году основную долю в расходах бюджета Фонда в сумме 2 225,4 млрд рублей (94,28%), увеличились по сравнению с 2019 годом на 155,5 млрд рублей или на 7,5%.
В 2020 году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2020 года N 543-р "Об утверждении распределения в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала" за счет средств нормированного страхового запаса Фонда, сформировавшегося в сумме 21,06 млрд рублей, направлены иные межбюджетные трансферты территориальным фондам ОМС на софинансирование расходов по оплате труда врачей и среднего медицинского персонала в сумме 15,6 млрд рублей.
Также в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2020 года N 545-р "Об утверждении распределения в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения" за счет средств нормированного страхового запаса, предусмотренного в бюджете Фонда, территориальным фондам ОМС предоставлены иные межбюджетные трансферты на софинансирование расходов на осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения в сумме 458,6 млн рублей. При этом Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата) установлено, что средства межбюджетного трансферта на указанные цели практически остались невостребованными в связи с приостановлением проведения диспансеризации по причине установления ограничительных мер в период эпидемии коронавируса.
Отмечается сложившаяся тенденция к снижению числа работников медицинских учреждений, в том числе работников медицинских организаций первичного звена на фоне увеличения расходов на оплату их труда.
Также установлено недостижение в 10 субъектах Российской Федерации планового показателя по заработной плате работников категории "младший медицинский персонал", который в 2020 году составил в среднем 96,9%, что ниже на 3,1% показателя, установленного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Самое минимальное значение по указанному показателю среди 10 субъектов Российской Федерации выявлено в Костромской области (94,5%).
На финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациям в рамках национального проекта "Здравоохранение" из федерального бюджета в 2020 году Фонду был предоставлен межбюджетный трансферт в сумме 120 млрд рублей, что на 71,4% больше, чем в 2019 году. Так, пациентам с онкологическими заболеваниями было оказано в 2020 году свыше 5,5 млн медицинских услуг.
В 2020 году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП), не включенной в базовую программу ОМС, из бюджета Фонда направлено 103,1 млрд рублей (в 2019 году -100,8 млрд рублей), в том числе:
субсидии федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, гражданам Российской Федерации -100,6 млрд рублей;
субсидии в форме грантов медицинским организациям частной системы здравоохранения на финансовое обеспечение ВМП, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации -2,5 млрд рублей.
Согласно данным отчета Фонда в 2020 году более чем 1 млн пациентов оказана ВМП, не включенная в базовую программу ОМС.
Расходы на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни в 2020 году составили 13,6 млрд рублей (81,9% от запланированного объема).
Уменьшение расходов бюджета Фонда обусловлено снижением уровня рождаемости, сокращением количества услуг, оказанных женщинам в период родов и в послеродовой период, а также услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей в течение первого года их жизни в связи с ограничительными мерами в период пандемии коронавируса.
Кассовые расходы Фонда на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца в 2020 году составили 866,9 млн рублей (65,4% к показателю, утвержденному Законом) и уменьшились по сравнению с 2019 годом на 338,6 млн рублей. Указанное уменьшение связано с продлением сроков действия ранее выданных временных свидетельств, подтверждающих оформление полиса ОМС, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 432 "Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией", что привело к сокращению фактической потребности в полисах ОМС.
В 2020 году Фондом осуществлялись мероприятия по модернизации государственной интегрированной информационной системы в сфере ОМС и организации ее информационного взаимодействия с единой государственной информационной системой, на финансовое обеспечение которых из резервного фонда Правительства Российской Федерации был предоставлен Фонду межбюджетный трансферт в сумме 1 млрд рублей.
При этом Счетной палатой на момент проведения контрольного мероприятия отмечено, что показатели результативности использования межбюджетного трансферта на указанные цели не достигнуты. Кроме того, выявлены нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Расходы на обеспечение деятельности Фонда в 2020 году исполнены в сумме 987,4 млн рублей (95,2% к показателю, утвержденному Законом).
Расходы на заработную плату работников Фонда в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличились на 71,1 млн рублей или на 33,4% и составили 284,3 млн рублей.
Уменьшение расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, объем которых составил в 2020 году 6,6 млн рублей (55,4% от показателя, утвержденного Законом), обусловлено введением ограничительных мер в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
Размещение временно свободных средств Фонда в 2020 году, как и в 2019 году, не осуществлялось.
Счетная палата отмечает, что отчет об исполнении бюджета Фонда за 2020 год соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, содержит достоверные сведения о результатах финансовой деятельности Фонда и финансовой устойчивости системы ОМС. В ходе проверки были установлены нарушения и недостатки, которые не повлияли на показатели бюджетной отчетности Фонда за 2020 год. Предложений Счетной палаты по корректировке отчета не имеется.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет - соисполнитель) принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.