Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 6622-8 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьями 2, 9 Федерального закона от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" под резидентом Арктической зоны понимается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена в Арктической зоне Российской Федерации согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации (далее - соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности) и включены в реестр резидентов Арктической зоны Российской Федерации.
При этом индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, намеревающиеся приобрести статус резидента Арктической зоны должны соответствовать следующим критериям отбора резидентов Арктической зоны:
1) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо планирует реализовать в Арктической зоне новый инвестиционный проект либо указанные в заявке виды предпринимательской деятельности являются для него новыми, то есть не осуществлялись им до даты направления заявки. Инвестиционный проект в целях настоящего Федерального закона признаётся новым, если на дату направления заявки объём капитальных вложений, осуществлённых при реализации инвестиционного проекта, не превышает двадцати пяти процентов от общего объёма капитальных вложений, предусмотренных бизнес-планом указанного проекта, без учёта расходов на приобретение права пользования участками недр (при наличии);
2) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо планирует осуществлять заявленную предпринимательскую деятельность на территории муниципального образования, которое относится к сухопутной территории Арктической зоны и является местом государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
3) общий объём осуществлённых и запланированных капитальных вложений не может быть менее одного миллиона рублей. При определении объёма капитальных вложений учитываются затраты на создание (строительство) либо модернизацию и (или) реконструкцию объектов недвижимого имущества и (или) комплексов движимого и недвижимого имущества.
Таким образом, преференции, предусмотренные указанным федеральным законом и принятыми в его развитие бюджетными и налоговыми законами, не распространяются на некоммерческие организации, функционирующие на территориях Арктической зоны РФ и осуществляющие предпринимательскую деятельность в рамках, предусмотренных для них законом, для достижения целей и задач, помогающих им в работе.
Прежде всего, речь идёт об организациях потребкооперации на селе, снабжающих жителей отдалённых населённых пунктов продуктами питания, хлебом, услугами общественного питания, а также об общинах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Статьёй 123.16 Гражданского кодекса РФ общины коренных малочисленных народов Российской Федерации включены в параграф 6 "Некоммерческие корпоративные организации" главы 4 "Юридические лица" части первой Гражданского кодекса РФ. По общему правилу, согласно статье 5 Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" деятельность общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (соответственно деятельность семейных (родовых) общин малочисленных народов) носит некоммерческий характер. В свою очередь, в силу пункта 2 статьи 6.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" община коренных малочисленных народов Российской Федерации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана.
Согласно статье 123.2 Гражданского кодекса РФ, Закону РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", Федеральному закону от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" организации потребительской кооперации, сельскохозяйственные потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.
Данные некоммерческие организации несут серьёзную социальную, культурную нагрузку, реализуют инвестиционные мероприятия, направленные на расширение предоставляемых услуг и их доступности для населения, улучшение их качества, общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации также реализуют инвестиционные проекты, направленные на сохранение и развитие традиционных видов деятельности, прежде всего оленеводства, что также требует серьёзных вложений.
Таким образом, данные организации, являясь формально некоммерческими, полностью соответствуют экономическим критериям резидента Арктической зоны, установленным статьёй 9 Федерального закона от 13.07.2020 N 193-ФЗ.
Проектом федерального закона предусматривается расширение перечня организаций, которые могут быть признаны резидентами Арктической зоны, в части его дополнения общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациями потребительской кооперации при условии осуществления перечисленными организациями предпринимательской деятельности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" не потребуют увеличения расходов, покрываемых за счёт средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" не повлечёт за собой необходимости отмены, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.