Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 6617-8 "Об упразднении Протвинского и Пущинского городских судов Московской области"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьями 3, 32, 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" и направлен на совершенствование организации работы судов общей юрисдикции, осуществляющих правосудие на территории Московской области.
В соответствии со стратегией оптимизации действующей системы судов общей юрисдикции, определенной Советом судей Российской Федерации, законопроектом предлагается упразднение малосоставных Протвинского и Пущинского городских судов Московской области (со штатной численностью три судьи в каждом суде) путем передачи их функций более крупному по численному составу судей Серпуховскому городскому суду Московской области, поскольку анализ служебной нагрузки в районных (городских) судах Московской области свидетельствует о том, что на протяжении последних лет нагрузка в Протвинском и Пущинском городских судах Московской области значительно ниже среднеобластных показателей.
При разработке проекта федерального закона учитывалась численность населения административных образований, входящих в создаваемый судебный район, штатная и фактическая численность судей, динамика служебной нагрузки, развитость транспортной инфраструктуры, размещение территориальных подразделений иных органов власти.
Согласно административно-территориальному устройству Московской области Протвино является городом областного подчинения без административной территории, численность населения которого по состоянию на 1 января 2020 года составляла 35 367 человек.
Численность населения Пущино, также являющегося городом областного подчинения без административной территории, по состоянию на 1 января 2020 года составляла 20 696 человек.
На территорию города областного подчинения Протвино распространяется юрисдикция Протвинского городского суда Московской области. Штатная численность судей Протвинского городского суда составляет три единицы.
За последние три года в Протвинском городском суде Московской области количество рассмотренных судебных дел составило:
в 2018 году - 109 уголовных дел, 367 гражданских и административных дел, 122 дела об административных правонарушениях;
в 2019 году - 88 уголовных дел, 405 гражданских и административных дел, 138 дел об административных правонарушениях;
в 2020 году - 93 уголовных дела, 413 гражданских и административных дел, 151 дело об административных правонарушениях.
На территорию города областного подчинения Пущино распространяется юрисдикция Пущинского городского суда Московской области. Штатная численность судей Пущинского городского суда составляет три единицы.
За последние три года в Пущинском городском суде Московской области количество рассмотренных судебных дел составило:
в 2018 году - 33 уголовных дела, 248 гражданских и административных дел, 79 дел об административных правонарушениях;
в 2019 году - 43 уголовных дела, 315 гражданских и административных дел, 64 дела об административных правонарушениях;
в 2020 году - 63 уголовных дела, 322 гражданских и административных дела, 112 дел об административных правонарушениях.
Юрисдикция Серпуховского городского суда Московской области распространяется на территорию города областного подчинения Серпухов с административной территорией, в котором на 1 января 2020 года проживало 161 802 человека. Штатная численность судей составляет 13 единиц.
В Серпуховском городском суде за последние три года количество рассмотренных судебных дел составило:
в 2018 году - 463 уголовных дела, 3215 гражданских и административных дел, 1015 дел об административных правонарушениях;
в 2019 году - 552 уголовных дела, 3283 гражданских и административных дела, 1008 дел об административных правонарушениях;
в 2020 году - 560 уголовных дел, 3563 гражданских и административных дела, 1189 дел об административных правонарушениях.
Таким образом, проведенный анализ количества рассмотренных судебных дел и служебной нагрузки на судей в Протвинском и Пущинском городских судах Московской области позволяет сделать вывод о стабильности показателей в течение последних нескольких лет. При этом нагрузка на одного судью в этих судах меньше показателей средней нагрузки по Московской области более чем в два раза.
Статистические данные свидетельствуют о том, что перспективы существенного увеличения численности населения городов областного подчинения Протвино и Пущино отсутствуют.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" районный суд может быть создан в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.
Исходя из приведенных положений, предлагается упразднить Протвинский и Пущинский городские суды Московской области без образования постоянных судебных присутствий, передав относящиеся к их ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Серпуховского городского суда Московской области, расположенного в городе Серпухов Московской области.
Городской округ Пущино имеет в своем составе единственный населенный пункт - город областного подчинения Пущино, который со всех сторон граничит с городским округом Серпухов. Расстояние от города Пущино до города Серпухов составляет около 26 км, преодолевается на автомобиле по Симферопольскому шоссе за 27-30 минут, на общественном транспорте - в течение 35-50 минут.
Город областного подчинения Протвино является единственным населенным пунктом, входящим в состав городского округа Протвино, границы которого на юге и востоке совпадают с границами городского округа Серпухов Московской области. Расстояние между городами Протвино и Серпухов около 15 км, расчетное время движения на автомобиле по Серпуховскому шоссе составляет 13-17 минут, на общественном транспорте - 30-50 минут.
Высвобождаемая в результате организационных мероприятий штатная численность судей и работников аппаратов упраздняемых судов будет перераспределена в городские (районные) суды Московской области с высокой служебной нагрузкой.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "Об упразднении Протвинского и Пущинского городских судов Московской области"
Принятие Федерального закона "Об упразднении Протвинского и Пущинского городских судов Московской области" предусматривает передачу полномочий Пущинского и Протвинского городских судов Московской области по рассмотрению дел в юрисдикцию действующего Серпуховского городского суда Московской области, что повлечет за собой дополнительные расходы средств федерального бюджета.
Согласно расчетам Управления Судебного департамента в Московской области всего на эти цели потребуется 3 328 508 рублей, в том числе:
1) в связи с предполагаемым сокращением государственных гражданских служащих Протвинского городского суда Московской области ориентировочные расходы на выплату четырехмесячного денежного содержания в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" составят 1 231 555 руб., из них:
администратор - 103 393 руб. (в том числе взносы - 7 258 руб.);
секретарь судебного заседания - 361 993 руб. (в том числе взносы - 25 412 руб.);
секретарь суда - 147 997 руб. (в том числе взносы - 10 389 руб.);
начальник отдела - 110 937 руб. (в том числе взносы - 7 788 руб.);
помощник судьи - 507 235 руб. (в том числе взносы - 35 608 руб.);
2) в связи с предполагаемым в Протвинском городском суде Московской области сокращением персонала по охране и обслуживанию зданий расходы на выплату среднего заработка в соответствии со статьей 178 Трудового кодекса РФ составят 539 077 руб., из них:
инженер - 105 401 руб.;
водитель - 96 706 руб.;
рабочий - 50 169 руб.;
сторож - 188 414 руб.;
переплетчик - 48 540 руб.;
уборщик - 49 847 руб.;
3) в связи с предполагаемым сокращением государственных гражданских служащих Пущинского городского суда Московской области ориентировочные расходы на выплату четырехмесячного денежного содержания в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" составят 853 622 руб., в том числе:
администратор - 98 604 руб. (в том числе взносы - 6 922 руб.);
секретарь судебного заседания - 253 792 руб. (в том числе взносы - 17 816 руб.);
секретарь суда - 140 168 руб. (в том числе взносы - 9 840 руб.);
начальник отдела - 107 777 руб. (в том числе взносы - 7 566 руб.);
помощник судьи - 206 238 руб. (в том числе взносы - 14 478 руб.);
специалист 3 разряда - 47 043 руб. (в том числе взносы - 3 302 руб.);
4) в связи с предполагаемым в Пущинском городском суде Московской области сокращением персонала по охране и обслуживанию зданий расходы на выплату среднего заработка в соответствии со статьей 178 Трудового кодекса РФ составят 704 254 руб., в том числе:
инженер - 113 455 руб.;
водитель - 99 614 руб.;
рабочий - 48 319 руб.;
сторож - 197 304 руб.;
слесарь-сантехник - 51 283 руб.;
уборщик - 97 845 руб.;
слесарь - электрик - 48 319 руб.;
дворник - 48 115 руб.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Федерального закона "Об упразднении Протвинского и Пущинского городских судов Московской области", будет осуществлено за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание судов общей юрисдикции.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, принятию, приостановлению, изменению в связи с принятием проекта федерального закона "Об упразднении Протвинского и Пущинского городских судов Московской области"
Принятие Федерального закона "Об упразднении Протвинского и Пущинского городских судов Московской области" не потребует признания утратившими силу, принятия, приостановления или изменения актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.