Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 6598-8 "О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан с учетом поручения Президента Российской Федерации от 24 февраля 2021 г. N Пр-291 в целях повышения исполнительской дисциплины территориальных торгово-промышленных палат при осуществлении ими свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы, возникших при реализации договоров, заключенных между российскими субъектами предпринимательской деятельности (за исключением обстоятельств в рамках налоговых правоотношений) (далее - свидетельствование форс-мажора).
Законопроектом предусматривается закрепление за Торгово-промышленной палатой Российской Федерации полномочий по определению торгово-промышленных палат, которые вправе осуществлять свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы, а также приостановлению и прекращению полномочий территориальных торгово-промышленных палат по свидетельствованию таких обстоятельств при нарушении торгово-промышленными палатами установленного порядка свидетельствования форс-мажора.
В рамках принятия мер, направленных на поддержку экономики в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19 Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики (пункт 1 раздела IV протокола от 20 марта 2020 г. N 3) рекомендовала торгово-промышленным палатам обеспечить проведение процедур свидетельствования форс-мажора.
Торгово-промышленными палатами в 2020 году было рассмотрено около 80 000 обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и выдано свыше 6 000 заключений о свидетельствовании форс-мажора.
Вместе с тем по результатам выборочной проверки Торгово-промышленной палатой Российской Федерации копий заключений, выданных торгово-промышленными палатами, и в ходе рассмотрения жалоб, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности на действия (бездействие) торгово-промышленных палат, в рамках свидетельствования форс-мажора было выявлено около 30 нарушений, допущенных торгово-промышленными палатами, которые в основном связаны с длительным рассмотрением обращений заявителей, а также необоснованной выдачей заключений или отказом в их выдаче.
По каждому выявленному факту нарушений, по информации Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, в торгово-промышленные палаты направлялось требование о недопустимости нарушений.
Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" также отмечает, что в некоторых субъектах Российской Федерации обращения предпринимателей в торгово-промышленные палаты в связи со свидетельствованием форс-мажора не рассматривались должным образом (Вологодская и Ивановская области).
Общероссийская общественная организация "Деловая Россия" отмечает, что представители указанной организации, обращающиеся в торгово-промышленные палаты за заключениями о форс-мажоре, сталкивались с бюрократическими и техническими особенностями, а именно длительным ожиданием, отсутствием ответа (в том числе отсутствием объяснений о различиях в форме ответа в зависимости от способа подачи заявки в электронном или бумажном формате), различной ценовой политикой в субъектах Российской Федерации.
В отсутствие правового регулирования юридических последствий допущенных торгово-промышленными палатами нарушений пресечение таких нарушений представляется затруднительным. Вместе с тем необходимо обеспечить строгое соблюдение торгово-промышленными палатами положений действующего законодательства Российской Федерации, в особенности учитывая принятое Торгово-промышленной палатой Российской Федерации решение о свидетельствовании форс-мажора на возмездной основе.
Таким образом, проведенный анализ правоприменительной практики подтверждает потребность закрепления за Торгово-промышленной палатой Российской Федерации полномочия приостанавливать и прекращать деятельность территориальных торгово-промышленных палат по свидетельствованию форс-мажора в целях повышения исполнительской дисциплины.
Представляется, что принятие Федерального закона обеспечит защиту интересов хозяйствующих субъектов по принятым ранее договорным обязательствам в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы ввиду того, что детальное регулирование ответственности за осуществление ненадлежащим образом данного функционала обеспечит снижение количества нарушений, допускаемых территориальными торгово-промышленными палатами как в силу сдерживающей функции мер ответственности, так и пресечения соответствующей деятельности для особо грубых нарушителей.
Зарубежный опыт (Федеративной Республики Германии и Литовской Республики) также свидетельствует о целесообразности нормативно-правового регулирования последствий ненадлежащего выполнения торгово-промышленными палатами принятых на себя функций.
Принятие Федерального закона соответствует цели по обеспечению благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316, и национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие Федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий и не потребует увеличения расходов из федерального бюджета.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.