Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 6599-8 "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) предусматривает возможность установления в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) социальных пенсий по старости гражданам из числа малочисленных народов Севера, на основании сведений, содержащихся в Списке лиц, относящихся к малочисленным народам Российской Федерации.
Так, Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 6 февраля 2020 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации") (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ) предусмотрено осуществление уполномоченным органом учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, и формирование списка таких лиц для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами сведений, содержащихся в названном списке в целях обеспечения реализации социальных и экономических прав указанных лиц. При этом в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 7.1 Федерального закона N 82-ФЗ, начиная с 7 февраля 2022 г., органы государственной власти, органы местного самоуправления и государственные внебюджетные фонды используют сведения, содержащиеся в Списке лиц, относящихся к малочисленным народам Российской Федерации (далее - Список), для обеспечения реализации социальных и экономических прав лиц, относящихся к малочисленным народам, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Граждане, сведения о которых не содержатся в Списке, при обращении за установлением пенсии вправе представить документы, подтверждающие свою принадлежность к малочисленным народам Севера.
Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР), начиная с 7 февраля 2022 г., в целях реализации пенсионных прав граждан из числа малочисленных народов Севера на социальную пенсию по старости в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 166-ФЗ будет запрашивать необходимые сведения для назначения социальной пенсии по старости у ФАДН России.
В этой связи в целях установления социальной пенсии гражданам из числа малочисленных народов Севера вводится новый пункт 1.1 статьи 22 Федерального закона N 166-ФЗ, согласно которому социальная пенсии по старости гражданам, указанным в подпункте 4 пункта 1 статьи 11 названного Закона, может устанавливаться на основании сведений, содержащихся в Списке, формируемом уполномоченным органом в соответствии с Федеральным законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации".
Учитывая, что положения абзаца второго пункта 1 статьи 7.1 Федерального закона N 82-ФЗ вступают в силу с 7 февраля 2022 г., положения проектируемой нормы вступают в силу с этой же даты.
Следует отметить, что Правила ведения списка лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, предоставления содержащихся в нем сведений, а также осуществляемого в связи с его ведением межведомственного взаимодействия, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 1520.
Согласно пункту 14 указанных Правил ФАДН России предоставляет в ПФР сведения, содержащиеся в Списке, необходимые для назначения социальной пенсии по старости гражданам из числа малочисленных народов Севера, а именно: информацию о принадлежности гражданина к малочисленным народам Севера в соответствии с Перечнем малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1049 "Об утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости" (далее - Постановление N 1049), и информацию о месте проживания гражданина в соответствий Перечнем районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, утвержденным Постановлением N 1049.
Проектируемые нормы позволят создать более удобные условия реализации гражданами из числа малочисленных народов Севера права на назначении социальной пенсии по старости, учитывая, что правоустанавливающие сведения, необходимые для назначения такой пенсии, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, будет получать посредством межведомственного информационного взаимодействия от Федерального агентства по делам национальностей.
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Учитывая, что проект федерального закона не регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, к выполнению работ и оказанию услуг, в области оценки соответствия и в области безопасности процессов производства, заключение об оценке регулирующего воздействия не требуется.
Предлагаемые в проекте федерального закона решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в части уточнения условий установления социальных пенсий по старости в отношении граждан из числа малочисленных народов Севера)
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в части уточнения условий установления социальных пенсий по старости в отношении граждан из числа малочисленных народов Севера) не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.